Без риска нет успеха
Поэтому и говорю, что «король риска» — это тот человек, который заведомо рискует. А у меня все было просчитано и застраховано. Скорее к группе риска относятся партнеры, с кем имеешь дело: в данном случае я имею в виду компанию «Росно». Увы, пока в стране царит беззаконие, наш шоу-бизнес получается рисковым.
Но мы продолжаем работать, и работаем активно. В этом году мы запланировали провести по всей стране прощальный тур Шарля Азнавура. Но без спонсора эти концерты будет сделать невозможно, потому что у потенциального зрителя нет возможности купить дорогие билеты, да и зрителей-то осталось мало. Весь люд торгует, зарабатывает на жизнь, и ему сейчас не до концертов.
Остается только вспоминать, как раньше мы работали месяцами на одной площадке, и каждый день зал был набит битком. Но тогда и зарплата была другая, и обстановка в стране отличалась от нынешней. В том, что сейчас практически все шоу-бизнесмены работают в «зоне риска», виновата ситуация, которую создает наша сегодняшняя жизнь.
Скажем, наш проект «Сан-Ремо собирает друзей» — дорогое мероприятие, и, конечно, мы не рассчитывали, что на пороге подготовки к нему в Москве произойдет захват заложников на Дубровке. Это был серьезный удар по всем театрам и концертным площадкам. Люди испугались, и этот страх принес реальные убытки, и мы еще долго будем находиться под его влиянием.
А потому всех, кто работает в шоу-бизнесе, можно назвать «королями риска». Ты не знаешь, какой удар преподнесет тебе судьба завтра. Тут одно спасение: работать, не обращая внимания ни на что. С гордостью могу сказать, что мы сделали две шикарные программы: «Сан-Ремо собирает друзей» совместно с итальянцами и русскими артистами и балет Мориса Бежара. И это в тот самый сложный период, сразу после захвата заложников на мюзикле «Норд-Ост».
Да, скажу честно: по сборам мы недобрали, хотя программа была просто великолепной. Итальянские и русские артисты впервые за всю историю культурных отношений между странами пели вместе, и зрители долго бисировали каждому из дуэтов. И таким был каждый номер. Несмотря на все сложности и финансовые сбои, мы поняли, что этот проект надо продолжать и в дальнейшем. Ну временные трудности... К ним, в конце концов, даже привыкаешь. Таковы условия игры.
В Америке похожая ситуация была после взрыва «близнецов» в Нью-Йорке. Два месяца шоу-бизнес и туризм были парализованы. Но если мы серьезные игроки на этом рынке — мы должны работать. И даже форс-мажор не является причиной для отмены мероприятий. Только при таких условиях организация может считаться серьезной и вызывать уважение, скажем, в банковских кругах, где мы берем кредиты. Шоу-бизнес такой же бизнес, как и любой другой — нефтяной или угольный. И ему надо помогать, как и другим отраслям экономики. Люди не могут прожить без хлеба, но и зрелища им тоже необходимы.