Главная Карта сайта Обратная связь

История и теория культуры

Книга Р. Вильямса «Телевидение. Технология и культурная форма», вышедшая в свет в 1974 году, завоевала статус классики в области исследований массмедиа, а ссылки на нее содержатся почти в каждой современной работе по телевидению. Когда «Телевидение» впервые появилось в печати, на ее обложке было написано, что она открывает новые возможности по созданию альтернативного телевидения. Своей известностью эта работа обязана прежде всего анализу риторики телевидения как «потока», то есть подвижного, изменчивого способа трансмиссии несвязанных текстов (объявлений, рекламы, трейлеров), связанных в общий способ восприятия, который мы называем телевизионным опытом. Так, если зритель смотрит фильм это предполагает существование внутри него «потока» рекламных роликов, а так же включение трейлеров, причем, если в отечественном телевидении распространен визуальный сигнал для разделения сегментов, то в американском телевидении эти сегменты чередуются без какого-либо знака-раздела. В результате становится затруднительным отделить основной текст от включений. Включения носят планируемый характер с целью «вовлечь» зрителя в дальнейший процесс восприятия.

Понятие потока настолько важно и значимо, что оно затмевает другие важные положения работы Вильямса. На самом деле анализ потока занимает в книге всего одну главу и идет рядом с более значимой критикой взаимодействия между его технологическими изобретениями, его инновациями как института медиа и его текстуальной формой и его связью с социальными отношениями в современной западной культуре.

Книга Р. Вильямса «Телевидение. Технология и культурная форма»
Книга Р. Вильямса «Телевидение. Технология и культурная форма», вышедшая в свет в 1974 году, завоевала статус классики в области исследований массмедиа, а ссылки на нее содержатся почти в каждой современной работе по телевидению. Когда «Телевидение» впервые появилось в печати, на ее обложке было написано, что она открывает новые возможности по созданию альтернативного телевидения. Своей известностью эта работа обязана прежде всего анализу риторики телевидения как «потока», то есть подвижного, изменчивого способа трансмиссии несвязанных текстов (объявлений, рекламы, трейлеров), связанных в общий способ восприятия, который мы называем телевизионным опытом. Так, если зритель смотрит фильм это предполагает существование внутри него «потока» рекламных роликов, а так же включение трейлеров, причем, если в отечественном телевидении распространен визуальный сигнал для разделения сегментов, то в американском телевидении эти сегменты чередуются без какого-либо знака-раздела. В результате становится затруднительным отделить основной текст от включений. Включения носят планируемый характер с целью «вовлечь» зрителя в дальнейший процесс восприятия.

«Марксизме и литературе»
Позже, в 70-х годах, когда Вильяме непосредственно участвовал в дебатах о марксизме и культуре, происходящих в среде Новых левых, он поставил эту проблему с точки зрения «культурного материализма». В «Марксизме и литературе» (1977)J он возражал против ортодоксального марксистского взгляда на культуру как на побочный продукт «реальных» экономических и политических отношений. Центральной для концепции Вильямса, связанной с его интересом в современных средствах коммуникации, является идея культуры как материальной силы. Текст (будь это роман, телевизионная программа или комикс) является не простым отражением реальности и даже не медиацией между реальностью и нашим восприятием ее. Вместо этого, уже в «Коммуникациях» Вильяме утверждает, что формы коммуникации «сами по себе являются важным способом, при помощи которого реальность постоянно формируется и изменяется».

«Причины и следствия»
Эти корни связаны со страхами по поводу изменений, причиненных технологией, и воздействиями новых технологий на традиционные формы культуры и коммуникации. Анализируя реакцию паники на новую технологию, он пишет, что вначале существует просто предсказания, основанные на предрассудках относительно новых технологий, и все же существуют фазы стабилизации, в которых ранее инновативные технологии уже абсорбированы, и только вновь возникающие формы представляют собой угрозу. В то же время неясно, сами ли по себе эти новые технологии столь пугающи. Существуют люди, которые содрогаются при упоминании о кабельном телевидении. Конечно, дело не в самом кабеле, а в той низкопробной продукции, которая через него транслируется.

"Телевидение"
В «Телевидении» Вильяме рассматривает всю область воздействий массмедиа и их анализа в исследовательской традиции, причем он рассматривает это как своего рода ответвление технологического детерминизма, притязания которого на научную истину и подлежащие им методологические принципы нуждаются в исследовании. «Ряд исследований воздействия телевидения должен быть рассмотрен как идеология, то есть способ интерпретации общего изменения через перемещенную абстрагированную причину, в данном случае — мел а». Так, по мнению ученого, исследования по воздействию насилия в медиа на человеческое поведение основаны на предположении, что общество находит насилие нежеланным и противоположным нормальным способам поведения.

Программирование: распределение и поток
В работах Р. Вильямса истоки современных моделей вещания, которые, хотя и актуализированы в эпоху «радикализированного модерна», «постиндустриализма», «информационного общества», прослеживаются к социальным изменениям эпохи индустриализации и урбанизации. Именно в это время возникает парадоксальное сочетание глобальной мобильности человека и его стремления к созданию своего интимного мирка. Вильяме называет этот феномен «мобильной приватизацией», причем телевизионный опыт является наиболее ярким выражением этого нового типа культуры.

Современная газета
Современная газета с XVIII, а в особенности с XIX века стала не только пространством разнообразных новостей, которые чаще всего были не связаны друг с другом, но и статей, анекдотов, рисунков, фотографий и рекламы. Начиная с конца XIX века это получило отражение и в макетировании газетной страницы, что привело к характерному эффекту современной газеты, напоминающей головомку. В то же время, спортивные события, в особенности футбольные матчи, по мере того как они становились все более значимыми публичными событиями, стали включать элементы развлечения, такие как музыку или марши в перерывах.

«Ностальгия» и так далее
«Ностальгия» и так далее. В определенном смысле это может быть рассмотрено как развитие программирования: расширение вещания принесло с собой новую степень рационализации и специализации. Но это развитие может, и на мой взгляд, должно быть рассмотрено совершенно с иной точки зрения. Произошел значительный сдвиг с понятия последовательности как программирования к понятию последовательности как потока. И все же трудно заметить это, поскольку более старое понятие программирования — темпоральной последовательности, внутри которой действуют смесь, пропорция и равновесие, — все еще активно и до какой-то степени реально.

Однажды вечером в Майами
В настоящее время предлагается не программа дискретных единиц с определенными вставками, но планируемый поток, в котором подлинная серия — это не опубликованная последовательность единиц программы, а последовательность, трансформированная включением другого рода последовательности, таким образом, что эти последовательности, вместе взятые, составляют реальный поток, реальное «вещание». С ходом времени как в коммерческое, так и в общественное телевидение была добавлена еще одна последовательность: трейлеры программ, которые должны быть показаны в дальнейшем или позже в этот же день или более детальные новости о программе. Эта тенденция усилилась в условиях конкуренции, когда для составителей программ стало важным удерживать зрителей или, по их собственным словам, «захватывать» их на целый вечер. В результате произошло соединение этих двух или трех последовательностей, что дает нам основание говорить о новом феномене в области коммуникаций.

Би-би-си и Ай-би-эй
Так, в Британии существует серьезная конкуренция между Би-би-си и Ай-би-эй в ранних вечерних передачах, основанная на убеждении, поддерживаемом некоторыми статистическими данными, что зрители продолжат смотреть тот канал, с которого они начали просмотр. Несомненно, во многих случаях это не так: зрители могут выбрать другую программу или другой канал или вообще выключить телевизор. Но эффект потока достаточно распространен, чтобы стать основным элементом в политике программирования. И вот что является непосредственной причиной увеличивающейся частоты программирования трейлеров: поддержать этот вечерний поток. В условиях более жесткой конкуренции, как это происходит на американском телевидении, трейлеры включаются еще чаще, а этот процесс называется «движением вперед», с целью поддержать то, что считается своего рода лояльностью брэнду — каналу, который вы смотрите. Некоторую часть предложенного потока можно в таком случае непосредственно проследить к условиям контролируемой конкуренции, так же как некоторые из его специфических оригинальных элементов можно проследить к финансированию телевидения коммерческой рекламой.

Музыкальные фильмы
Я до сих пор не уверен, что я воспринял из этого потока в целом. Мне кажется, я отметил, что некоторые эпизоды происходили не в том фильме, а некоторые герои рекламы действовали в фильме, и все это представляло собой единый неотчетливый поток образов и чувств. Конечно, фильмы не были созданы, чтобы их прерывали таким образом. Но поток этот носит планируемый характер: не только сам по себе, но и как ранняя стадия во всей оригинальной телевизионной продукции для коммерческих систем. На самом деле большинство коммерческих телевизионных «программ» производятся начиная со стадии планирования с учетом этого реального ряда. В коротких пьесах существует умышленное деление на «акты». В художественных программах происходит подобное деление на «части».

Методы
Тем не менее это характеристика, к которой мы вряд ли подготовлены нашими способами наблюдения и описания. Обзоры телевизионных программ, конечно, неравноценны по их качеству, но даже в самых лучших обзорах существует настойчивая условность опоры на прежние модели. Рецензенты выбирают ту или иную пьесу, фильм, дискуссию или документальный репортаж. Я сам в течение четырех лет проводил ежемесячные обзоры телевидения и знаю, насколько более стабильным и прямолинейным является такой метод. Для большинства передач существуют определенные процедуры, а также существует метод и язык для определенного рода описания и реакции. Но хотя такого рода обзоры могут быть полезными, они всегда находятся на некоторой дистанции от того, что кажется мне главным в телевизионном опыте — от факта наличия потока.

Суждения о культуре
Центральные понятия науки о культуре — понимание, ценностное суждение, включенность исследователя — были, таким образом, исключены или обойдены. Это объясняет соответствующий акцент на «воздействия» и распад причин на абстрактные понятия «социализации» или «социальной функции» или на ложную партикуляризацию самонаправляющей технологии. Это также объясняет ортодоксальное объяснение таких исследований, как изучение «массовых коммуникаций». В реальности дескриптивное слово «массовый» указывает на общую спорную проблему реальных социальных отношений, внутри которой оперируют современные системы коммуникаций. Использование этого концепта как чисто дескриптивного или предположительного является способом избежать изучения истинной социологии коммуникаций, и все же он является общепринятым в целом ряде теорий и исследований, которые в других отношениях отличаются высоким уровнем разработанности.

Некоторые исследования воздействия
Случай «насилия на телевидении» является полезным примером. В данном случае экспериментальное свидетельство необыкновенно неоднородно. В основном оно поддерживает тот взгляд, что «наблюдение насилия в масс-медиа» может быть если не определяющим, то, во всяком случае, влиятельным фактором в последующем агрессивном поведении. Взгляд меньшинства совершенно отличен: влияние наблюдения насилия в массмедиа является ка-тарсическим. Еще один взгляд меньшинства подчеркивает возможности как провокационного, так и катарсиче-ского воздействия. Были предприняты полезные попытки провести границу между различными формами насилия, различными уровнями его изображения, или репрезентации, и различными группами зрителей. Было также установлено необходимое различие между краткосрочным и длительным влиянием.

Теория культуры
В современной культуре футбол приобрел громадное значение, выйдя за пределы спортивной игры, развлечения (и увлечения) для болельщиков, активного времяпрепровождения для любителей «погонять мяч» и для поклонников телетрансляций. Футбол стал явлением культуры и, в свою очередь, формирующим фактором различных субкультурных объединений, то есть приобрел и социальное значение. В данном очерке мы предпримем попытку проанализировать различные аспекты футбола, как историю, так и его современное состояние как части популярной культуры и дать ответ на вопрос о причинах невероятной популярности футбола в значительной части современного мира.

Поощрение агрессивного поведения общества
Но это не объясняет странного взаимоотношения между «неодобрением со стороны общества» и постоянной репрезентацией главной социальной системой коммуникаций. Должны ли мы предположить, что телевизионная организация находится вне нормальной социальной структуры? Но во всех странах, в которых проводятся исследования, контроль над телевидением и собственность на него является частью общего социального контроля и собственности и (частично) власти. Когда мы осознаем это, вполне резонным было бы заявить: «Данное общество поощряет агрессивное поведение; агрессивное поведение постоянно репрезентируется и показывается на телевидении, его основной системе коммуникаций». В реальности ни одно из этих предположений не работает. Мы сталкиваемся с противоречием внутри самой социальной системы. И именно на социологию этого противоречия мы должны направить в первую очередь наше исследовательское внимание.

«Легенда о "Спартаке"
И вся эта драма окружена целым сводом тщательно разработанных правил»3. Эти правила, разрабатывающиеся в течение многих лет, придают игре в футбол характер ритуала, а за их тщательным выполнением следит судья — одна из ключевых фигур матча. Его можно сравнить с царем, со жрецом или с полицейским — он воплощает в себе черты всех их, это под его твердым руководством страсть боя находит выражение в институционально приемлемых формах. Такая форма ритуала, как и всякой древней традиции (а футбол, как мы увидим, уходит корнями в древность), окружена легендами, и недаром слово «легендарный» очень часто применяется по отношению к матчам, командам, футболистам, забитым ими голам. В качестве примера можно привести книгу «Как убивали "Спартак"», где низведение с пьедестала команды рассматривается как развенчивание легенды: «Легенду о "Спартаке" жестоко и изощренно убивали, да и сейчас жизнь в ней еле теплится.

Исследования культуры
И все же нельзя уйти от того факта, что такого рода воздействия находятся в рамках данной политической системы и ее дефиниций политического поведения. Конкурирующие оценки лидеров и через них (и обычно только через них) их политических программ считается нормой. Но в этом случае возникает вопрос. В Британии, по крайней мере, в период распространения телевидения этот вид политического поведения шел на спад, в том смысле что процент людей, голосующих на выборах, устойчиво снижался. В тот же период другие формы политического поведения, а именно демонстрации и политические забастовки получили значительное распространение. Исследование этой ситуации потребовало бы новой модели причинно-следственных отношений. Можно утверждать, что постоянная сравнительная оценка ослабила интерес к выборам как виду политического действия или даже что (учитывая другие виды политической стимуляции со стороны телевидения — показ демонстраций, драматизация некоторых проблем) она имела укрепляющее влияние на альтернативные политические действия. Мы не имеем никаких сведений по этой проблеме по той причине, что предположения о воздействии были сделаны прежде всего в рамках функционирования данной системы.

Истоки современного спорта
Миф. Хорошие футболисты становятся хорошими тренерами.

Правда. Футболисты похуже иногда становятся еще лучшими тренерами.

Начиная с итальянца Арриго Сакки, который сделал "Милан" в периоде 1981 по 1991 год лучшей командой Европы, постулат о том, что хороший тренер обязательно должен был быть хорошим игроком, забыт... Отметим при этом, что далеко не все плохие футболисты способны стать хорошими тренерами».

Мифы
Миф создает некоторую новую фантастическую «высшую реальность», которая парадоксальным образом воспринимается носителями соответствующей мифологической традиции как первоисточник и идеальный прообраз. Более того, любое магическое средство в такой системе является отсылкой и способом возвращения в эту реальность, в «первовремя», когда начинался мир и создавались его установления. В этой реальности действуют персонажи, представляющие собой идеальную модель человеческого поведения. Только подражая им, идентифицируя себя с ними, человек может войти в эту изначальную реальность. Приведем лишь несколько из распространенных футбольных мифов.

Происхождение и развитие футбола
Как мы уже говорили, ритуализация этого действа, превращение стихийной борьбы в «игру но правилам» происходила постепенно. Поскольку человек всегда любил играть, прообраз футбола мы находим в Древней Греции, Риме (знаменитый «Гарпастум»), в Древнем Китае, Японии. Жестокость, с которой проходили игры, была прообразом войны. В Англии, которая считается родиной современного футбола, с XII века существовала традиция проведения игры между юношами соседних деревень в масленичный вторник. Количество игроков не ограничивалось, мяч пинали ногами. Вражда между селениями приводила к увечьям и даже смерти. Роль мяча была символической — игра представляла узаконенную возможность свести старые счеты. Из-за присущего футболу насилия он неоднократно запрещался властями. Недаром Т. Элиот в романе «Правитель» назвал футбол игрой, которая будит в людях зверскую ярость и страсть к разрушению и которая недостойна ничего большего как быть забытой вовек. Футбол не был забыт, а окружающий его ореол насилия не исчез, найдя самое яркое выражение в ярости фанатов, о чем мы будем говорить ниже. Для придания футболу более цивилизованных форм, для предотвращения драк начал осуществляться надзор, что привело в середине XVIII века к созданию правил, регламентирующих количество игроков, разметку поля, положение и размер ворот.

События и концерты

19.11.2009 Кастинг для съемок клипа “Первая любовь”
Ребята из группы «Robin» 1 декабря 2009 года организовывают кастинг с целью найти актеров для съемок клипа на песню «Первая Любовь». Если Вы привлекательны и талантливы, то приходите обязательно. Станьте звездой! Письма-заявки с фотографией и резюме отправляйте по электронной почте robin-kasting@mail.ru

19.11.2009 Мастер-класс в Швеции
В ноябре Set посетил Швецию (Стокгольм), где прошел танцевальный мастер-класс у педагогов из «Bounce» (Лос-Анджелес) и мастеров Швеции!

02.11.2009 Почти завершена работа над 4 новыми композициями
Почти завершена работа над 4 новыми композициями. Релиз ожидается в декабре.

1 – Стоп (муз. сл. Алексей Романов)
2 – Stay (муз. сл. Александр Маев)
3 – Незачем любить (муз. сл. Александр Кольцов)
4 – Я буду ждать (муз. сл. Robin)

27.10.2009 Наши песни зазвучали по-казахски!
А теперь немного болтологии… В Казахстане нашими Казахскими друзьями переведен на казахский наш Кораблик!


Реклама:

Фотогалерея




Лучшие песни

Кораблик...............................................MP3.....скачать трек
Первая любовь.......................................MP3.....скачать трек
Растаяла, как сон...................................MP3.....скачать трек
Flames of love (ремикс)...........................MP3.....скачать трек
Быстрая любовь......................................MP3.....скачать трек