Книга Р. Вильямса «Телевидение. Технология и культурная форма»
Книга Р. Вильямса «Телевидение. Технология и культурная форма», вышедшая в свет в 1974 году, завоевала статус классики в области исследований массмедиа, а ссылки на нее содержатся почти в каждой современной работе по телевидению. Когда «Телевидение» впервые появилось в печати, на ее обложке было написано, что она открывает новые возможности по созданию альтернативного телевидения. Своей известностью эта работа обязана прежде всего анализу риторики телевидения как «потока», то есть подвижного, изменчивого способа трансмиссии несвязанных текстов (объявлений, рекламы, трейлеров), связанных в общий способ восприятия, который мы называем телевизионным опытом. Так, если зритель смотрит фильм это предполагает существование внутри него «потока» рекламных роликов, а так же включение трейлеров, причем, если в отечественном телевидении распространен визуальный сигнал для разделения сегментов, то в американском телевидении эти сегменты чередуются без какого-либо знака-раздела. В результате становится затруднительным отделить основной текст от включений. Включения носят планируемый характер с целью «вовлечь» зрителя в дальнейший процесс восприятия.
Понятие потока настолько важно и значимо, что оно затмевает другие важные положения работы Вильямса. На самом деле анализ потока занимает в книге всего одну главу и идет рядом с более значимой критикой взаимодействия между его технологическими изобретениями, его инновациями как института медиа и его текстуальной формой и его связью с социальными отношениями в современной западной культуре.
По словам известнейшего британского исследователя современной культуры Т. Иглтона, отношение Вильямса к будущему массовых коммуникаций было «политикой надежды»1. Но это не был утопизм, надежды ученого вращались вокруг убеждения, что культурные формы были исторически реальными практиками, способами, которыми люди осуществляют свои жизни. И так же как все исторические практики, современные формы коммуникации были подвержены изменению.
Идея того, что коммуникация была частью материального, проживаемого опыта была сформулирована Вильямсом в Предисловии к книге «Коммуникации» в 1966 году: «Мы привыкли описывать всю нашу общую жизнь в политических и экономических терминах. Акцент на коммуникацию показывает с точки зрения опыта, что люди и общество не ограничены взаимоотношениями власти, собственности и производства, их отношения в описании, изучении, убеждении и обмене также являются фундаментальными»-. Вильяме проводит различие этого понятия с широко распространенным понятием «коммуникации» как эпифеномена, то есть феномена, который появляется как следствие, результат более реального события в экономической или политической области. В «Коммуникациях» он называет это моделью пропаганды, которая рассматривает современные медиа как идеологические инструменты политиков и промышленников, как вторичные, вспомогательные средства по отношению к более фундаментальным средствам социальной доминации.