Главная Карта сайта Обратная связь

История футбола и его связь с проблемами общества

Так же, как в битвах есть свои герои, в футбольных сражениях есть свои «великие». Механизм превращения спортсмена в звезду во многом соответствует «производству» звезд политики или индустрии развлечений. Если смотреть с профессиональной точки зрения, можно говорить об определенных формулах, по которым подсчитыва-ется значимость того или иного игрока. Англичанин Альф Рамсей вывел тройную формулу скорости игрока: скорость работы с мячом, физическая скорость и скорость мышления на поле. Но в качестве продуктов популярной культуры футбольные звезды представляют собой мифические, культовые фигуры. С этой точки зрения вполне символичен союз Дэвида Бэкхема и Виктории Адаме — звезд футбола и шоу-бизнеса. Недаром такой ажиотаж в медиа вызвала поездка команды «Спартак» на метро (чтобы не опоздать на матч с «Интером»), когда произошло смешение звезд с толпой обычных людей, которым трудно было воспринять такое снисхождение их героев на уровень московской подземки.

Система звезд необходима для поддержания статуса «большого спектакля». Т. Адорно в своей работе «Пересматривая культурную индустрию» (1975) пишет: «Идеология культурной индустрии прежде всего использует систему звезд, которая заимствована у индивидуального искусства и его коммерческой эксплуатации. Это индустриализация в социологическом смысле, в инкорпорации индивидуальных форм организации даже туда, где ничего не производится»1. Громадная роль в создании культа футбольных звезд принадлежит массмедиа. В 1960-е годы Кубку европейских чемпионов, будущей Лиге чемпионов, удается держать в напряжении любителей футбола в Европе благодаря телевидению. Известность великих игроков переходит все границы. Появляются многочисленные футбольные журналы, среди которых можно назвать «Total Football», посвященный исключительно футбольным звездам, как известным, так и начинающим.

Звезды футбола
Так же, как в битвах есть свои герои, в футбольных сражениях есть свои «великие». Механизм превращения спортсмена в звезду во многом соответствует «производству» звезд политики или индустрии развлечений. Если смотреть с профессиональной точки зрения, можно говорить об определенных формулах, по которым подсчитыва-ется значимость того или иного игрока. Англичанин Альф Рамсей вывел тройную формулу скорости игрока: скорость работы с мячом, физическая скорость и скорость мышления на поле. Но в качестве продуктов популярной культуры футбольные звезды представляют собой мифические, культовые фигуры. С этой точки зрения вполне символичен союз Дэвида Бэкхема и Виктории Адаме — звезд футбола и шоу-бизнеса. Недаром такой ажиотаж в медиа вызвала поездка команды «Спартак» на метро (чтобы не опоздать на матч с «Интером»), когда произошло смешение звезд с толпой обычных людей, которым трудно было воспринять такое снисхождение их героев на уровень московской подземки.

"Творцу за уровень Творца"
Нарисовали прямоугольник и поставили в ворота человека, который обладает единственной привилегией — брать мяч руками, прерывать ход игры, — вратаря... Тот, кто забивает гол, — он взрывает пространство, он поднимает стадион на ноги, он не просто мячом пересекает линию запредельного, он прорывается в другое пространство, где ему соперник — Творец». Для игрока велико искушение «забить и нарушить линию разделения между высоким и низким, между бытовым и божественным, заставить людей дрогнуть и ликовать именно из-за тебя. Вот почему многие великие игроки — великие страдальцы, их жизнь — это жертва Творцу за уровень Творца». В реальности век футболиста недолог, и если мы взглянем в глубину их судеб, то увидим, как немногим удается сохранить «гламурность» или хотя бы остаться в профессии в каком-либо ином качестве (вспомним миф о тренерах). Футбольная слава, как и слава многих звезд шоу-бизнеса недолговечна, и мало кому удается адаптироваться к жизни вне игры.

Футбол «реален» только для футболистов
Все, что вы можете, — это получать удовольствие и наслаждаться или страдать и проявлять стойкость». Эти мысли, высказанные К. Гирцем в отношении петушиных боев, вполне применимы к футболу и к любой азартной спортивной игре. Футбол «реален» только для футболистов и фанатов-экстремалов, которые физически подтверждают свою приверженность любимой команде. Он делает то же самое, что с другими людьми, обладающими другим темпераментом и вкусом, делают «Король Лир» или «Преступление и наказание», поднимая те же темы — мужественности, ярости, гордости, утраты удачи — и организуя их в некую завершенную структуру. Взволновывающее качество игры возникает, по мнению Гирца, из соединения трех ее свойств: непосредственной драматической формы, метафорического содержания и социального контекста. «Каждый поединок — это мир в себе, отдельный взрыв формы». Это гарантированный выход из рутины в пространство игры, сражения, страсти, и каждый раз все повторяется как дискретное событие, но не становится новой рутиной именно благодаря этой дискретности и непредсказуемости каждой игры. «Любая выразительная форма живет только в своем собственном настоящем, но в данном случае это настоящее разделено на серию вспышек».

«Выбирая пепси, ты вносишь вклад в развитие российского футбола!»
Спортивные фанаты составляют одно из наиболее многочисленных субкультурных образований, причем оно не ограничивается участниками, которые могут быть причислены к «молодежи». Первое место среди спортивных фанатов принадлежит, конечно, футбольным болельщикам. Матч для фанатов — не столько включенность в происходящее ритуально-игровое действо, сколько возможность эмоциональной разрядки, которая нередко принимает криминальные формы. В то же время футбольные фанаты имеют ярко выраженную стилевую специфику (многочисленная атрибутика, связанная с командой, за которую они болеют, поведение на стадионе и т. д.).

Мышление футболистов
«Наше мышление и нравственное сознание в этом вопросе отстает от цивилизованного уровня, — пишет А. Ткаченко в 2001 году, — мы до сих пор не чемпионы мира и Европы и долго еще не будем ими». Сейчас эта ситуация быстро меняется, но мы продолжаем отставать — не в технике и в тактике, а в мышлении и моральных приоритетах. Процессы глобализации коснулись и других областей нашей культуры, в частности классической музыки, балета. Но в этой области русские адаптируются лучше, в отличие от эстрадных жанров, самой сердцевины популярной культуры, которые впитывают самые разнообразные западные (и восточные) модели, но не могут совершить прорыв к мировой музыкальной и киноиндустрии. Предубеждение по отношению к «засилью» иностранных игроков в футбольных командах основано всего лишь на доксе советского времени о превосходстве отечественного футбола. «И ирландцам, и голландцам прямо в сетку с высоты залетали мячи», — пелось в «футбольной» песне советского времени. В реальности смешение этнических принадлежностей в футболе приносит другой, чрезвычайно новый класс игроков и качество игры.

Связь футбола с проблемами общества
Вопреки часто бытующему мнению (высказанному, кстати, и Хейзингой) футбол теснейшим образом связан с проблемами массового общества и является неотъемлемой частью популярной культуры. В современной коммерческой культуре футбол является одним из пространств, куда проникают крупные экономические интересы, где сталкиваются идеологии и где переплетаются интересы национальной и международной политики. Футбол — это отражение проблем нашего времени и нашей культуры. В его развитии прослеживается динамика развития массового общества. Так, в эпоху интенсивной индустриализации (80-е гг. XIX в.) Англию (а за ней и другие страны) охватила настоящая футболомания. Это не было упущено предприимчивыми бизнесменами. Процветали фирмы, производящие футбольную экипировку. Не были забыты и болельщики — для них начали выпускать сувениры, а один из крупнейших в Англии производителей спиртных напитков предложил любителям футбола специальный сорт ликера, с помощью которого можно было согреваться, следя с трибуны стадиона за игрой.

Принципы футбола
Одной из характеристик массовой культуры является ее распространение по всем возможным областям потребления. Как только появляется успешный культурный текст или артефакт, он мгновенно воспроизводится в других медиумах. То же самое происходит и с футболом. Вокруг него существует, с одной стороны, медиапространство — телевидение, радио, многочисленные периодические издания, с другой — индустрия предметов потребления — футбольных форм, другой одежды с символикой, постеров, сувениров и даже электроники. (Примером может служить реклама лучшего подарка для болельщика — МРЗ-плеера в форме футбольного мяча.) Все это создает определенную атмосферу, в которую погружен болельщик, и в то же время дает возможность (особенно тинейджерам и молодежи, которые являются наиболее активными потребителями продуктов культурной индустрии) заявить о себе как о принадлежащих к той или иной группе. В этом случае определенный стиль потребления приобретатет символический характер. Но прежде всего культиндустрия работает на создание развлекательных практик, отвечая извечному стремлению человека к зрелищу, к выходу из повседневной рутины.

События и концерты

19.11.2009 Кастинг для съемок клипа “Первая любовь”
Ребята из группы «Robin» 1 декабря 2009 года организовывают кастинг с целью найти актеров для съемок клипа на песню «Первая Любовь». Если Вы привлекательны и талантливы, то приходите обязательно. Станьте звездой! Письма-заявки с фотографией и резюме отправляйте по электронной почте robin-kasting@mail.ru

19.11.2009 Мастер-класс в Швеции
В ноябре Set посетил Швецию (Стокгольм), где прошел танцевальный мастер-класс у педагогов из «Bounce» (Лос-Анджелес) и мастеров Швеции!

02.11.2009 Почти завершена работа над 4 новыми композициями
Почти завершена работа над 4 новыми композициями. Релиз ожидается в декабре.

1 – Стоп (муз. сл. Алексей Романов)
2 – Stay (муз. сл. Александр Маев)
3 – Незачем любить (муз. сл. Александр Кольцов)
4 – Я буду ждать (муз. сл. Robin)

27.10.2009 Наши песни зазвучали по-казахски!
А теперь немного болтологии… В Казахстане нашими Казахскими друзьями переведен на казахский наш Кораблик!


Реклама:

Фотогалерея




Лучшие песни

Кораблик...............................................MP3.....скачать трек
Первая любовь.......................................MP3.....скачать трек
Растаяла, как сон...................................MP3.....скачать трек
Flames of love (ремикс)...........................MP3.....скачать трек
Быстрая любовь......................................MP3.....скачать трек