Футбол «реален» только для футболистов
Все, что вы можете, — это получать удовольствие и наслаждаться или страдать и проявлять стойкость». Эти мысли, высказанные К. Гирцем в отношении петушиных боев, вполне применимы к футболу и к любой азартной спортивной игре.
Футбол «реален» только для футболистов и фанатов-экстремалов, которые физически подтверждают свою приверженность любимой команде. Он делает то же самое, что с другими людьми, обладающими другим темпераментом и вкусом, делают «Король Лир» или «Преступление и наказание», поднимая те же темы — мужественности, ярости, гордости, утраты удачи — и организуя их в некую завершенную структуру. Взволновывающее качество игры возникает, по мнению Гирца, из соединения трех ее свойств: непосредственной драматической формы, метафорического содержания и социального контекста. «Каждый поединок — это мир в себе, отдельный взрыв формы». Это гарантированный выход из рутины в пространство игры, сражения, страсти, и каждый раз все повторяется как дискретное событие, но не становится новой рутиной именно благодаря этой дискретности и непредсказуемости каждой игры. «Любая выразительная форма живет только в своем собственном настоящем, но в данном случае это настоящее разделено на серию вспышек».
«Сфокусированное собрание» болельщиков на стадионе составляет социальный контекст футбольного матча, причем он весьма неоднороден, от респектабельных любителей игры, приходящих нередко на стадион целыми семьями (чему автор сам был свидетелем, в особенности на престижных международных матчах) до представителей фанатских молодежных субкультур, несущих в себе взрывоопасный импульс.
Несмотря на неоднородность состава болельщиков, наиболее манифестными продолжают оставаться молодежные группировки, носящие субкультурный характер. Их групповая идентификация настолько ярко выражена, а возраст «молодежи» охватывает настолько широкий круг людей, имеющих различные потребности и запросы, что вряд ли возможно говорить о какой-то единой молодежной субкультуре — даже тинейджеры формируют субкультурные образования по совершенно разным основаниям. И среди фанатов можно выделить различные страты, объединенные общим центром — футболом — который «иррадиирует» различные смыслы в различных группах молодежи. С 80 одов прошлого века различные субкультурные образе ния нь ют привлекать все большее внимание ант- ологов. ътурологов, социологов. Многие иссле-дс ш счи', что молодежная субкультура — харак-т ика це поколения, что существует некоторое льтур' 1Дро», присущее всему молодому поколе-нию. На наш вз1ляд, такая точка зрения страдает некоторой схематичностью и не учитывает не только стилевого многообразия субкультур, но и сложностей системы культурной стратификации, делающей понятие «молодежь» весьма абстрактным теоретическим конструктом. Так, «романтические» субкультуры позволяют избежать повседневной рутины и создать собственный фантазийный мир с соответствующей стилевой атрибутикой. Одной из наиболее распространенных типов субкультур являются «фанаты», будь то спортивные болельщики или фанаты идолов поп-культуры — они разделяют многие характеристики.