Главная Карта сайта Обратная связь

Оппозиционный код

Современные исследователи культуры выделяют понятие «оппозиционный код». Это позиция зрителя, который узнает предпочтительный код телевизионного дискурса, но тем не менее предпочитает декодировать с альтернативной позиции. Это может быть пример зрителя, который слушает дебаты о необходимости ограничения зарплаты, но «читает» каждое упоминание о «национальном интересе» как о «классовом интересе». Холл признает, что эти гипотетические позиции декодирования должны быть проверены на практике и уточнены.

Частично это сделано в проекте Д. Морли «Национальная аудитория», в котором исследовано, как индивидуальная интерпретация телевизионных текстов связана с социокультурной принадлежностью зрителей. Морли делает свои собственные выводы относительно того, как работает модель кодирования /декодирования С. Холла. Производство значимого сообщения в телевизионном дискурсе всегда является проблематичной работой. Одно и то же событие может быть закодировано разными способами. Следовательно, необходимо исследовать, как и почему некоторые практики производства и структуры имеют тенденцию производить определенные сообщения, которые содержат значения в повторяющихся формах.

Формы общения
Записи осуществляются, главным образом, на маленьких студиях звукозаписи, появившихся в крупных российских городах с середины 1990-х в большом количестве, или в домашних условиях — на портостудиях или прямо в компьютер. Качество записи зависит от выбранной студии (соответственно, от качества аппаратуры и умения звукооператора писать подобную музыку). Как правило, записи DIY-групп не очень хорошего качества, что обусловлено низким уровнем материального состояния представителей DIY-движения.

«Shall we dance?»
Панк-движение появилось в России во второй половине 1990-х в ответ на изменившиеся социокультурные условия. Старые контркультурные явления исчерпали себя, поскольку они существовали в оппозиции «тоталитарной системе» и в новых обстоятельствах цели и механизмы их протеста потеряли смысл. С другой стороны, панк-движение существовало уже давно как интернациональный феномен, объединяющий нонконформистски настроенных молодых людей во всем мире вокруг музыки и политики. Так что формирование российского варианта панк-движения явилось скорее феноменом расширения мировой контркультуры, чем созданием самобытных форм противостояния. Оно изначально было ориентировано на западные образцы. Не существовало почти никакой преемственности с контркультурой предшествующего периода в СССР.

Влияние Голливуда
Попытки поставить мюзикл предпринимались в России практически с самого начала появления этого жанра. Надо сказать, что любим был отечественными режиссерами другой, очень близкий мюзиклу жанр — музыкальный фильм. Впрочем, на наш взгляд, между этими двумя жанрами есть большая разница. В музыкальном фильме музыка и танец играют роль сопровождения, иллюстрации, которая лишь дополняет и разукрашивает драматургические линии. В мюзикле же эти две составляющие играют первостепенную роль, они становятся двигателями драматургии, внутренней динамикой произведения. Приведем сразу же в пример советский фильм «Цирк» Александрова, который очень часто многие называют одним из первых советских мюзиклов. Действительно, в «Цирке» сильно влияние Голливуда, премудрости и приемы которого Александров имел возможность изучить непосредственно в Америке.

"Метро" мюзикл
Подтверждением тому могут служить слова постановщика мюзикла «Метро» Януша Юзефовича и продюсера российской версии спектакля Александра Ванштейна. Оба они говорят о необычайной внутренней энергетике «Метро», которая, по их мнению, во многом и обеспечила успех спектакля. Упоминая о «неповторимой энергетике» мюзиклов, мы сможем ответить еще на один важный вопрос — что отличает мюзикл от его предшественницы оперетты? Оба жанра близки по структуре: в них есть и драматическая, и музыкальная, и танцевальная составляющие. Они близки и структурно. Но, позаимствовав у оперетты форму, мюзикл наполнил эту форму иным внутренним содержанием. Если оперетта остается жанром классического искусства, то мюзикл — жанр массовой культуры со всеми вытекающими из этого последствиями. То есть с другой формой подачи, опять-таки с другой энергетикой — направленной к зрителю, если хотите, даже агрессивной энергией массовой культуры.

рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»
Итак, советские режиссеры не раз обращались к мюзилу, что, впрочем, неудивительно. Возможность ставить красочные и понятные широкой публике спектакли и фильмы не могла не привлекать режиссеров, работавших для «широких масс». Помимо музыкальных фильмов и фильмов, в которых предпринималась попытка поставить мюзикл, к этому жанру обращались и театральные режиссеры. Одни пытались воссоздать своими силами известные на Западе спектакли (постановки рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»), другие писали свои мюзиклы и рок-оперы, которые вошли в историю российского театра. Здесь, конечно, нельзя не вспомнить Алексея Рыбникова, чья «„Юнона" и „Авось"» по сей день с успехом идет на сцене московского театра «Ленком». Мюзиклы ставил и продолжает ставить Марк Розовский в своем театре «У Никитских ворот», где в сезоне 2001—2002 года вышел спектакль «Боб Фосс в Москве».

«Московское экономическое чудо»
Если поп-концерт — зрелище молодежное или пенсионерно-нос-тальгическое (в зависимости от того, что на этом концерте звучит), то мюзикл — шоу для людей среднего класса средних лет. Для людей, которые хотят развлечений, но которым не положен по статусу молодежный концерт и неинтересны воспоминания дней минувших. Это люди, у которых есть деньги и которые не хотят смотреть сложные и переполенные аллюзиями и недомолвками спектакли. Это люди, которые жаждут развлечений и отдыха.

«Норд-Ост»
Другие продюсеры пытаются вдохнуть «вторую жизнь» в зияющие пустоты московских театральных квадратных метров, и второй из возможных вариантов — это поиск забытого всеми зала, чаще какого-нибудь ДК. По такому пути пошли продюсеры мюзикла «Норд-Ост», «42-я улица», «Бюро счастья», «Дракула», а также «Чикаго». Найдя такое помещение, продюсеры стремятся возродить его, превратить в культурный центр. Впрочем, полностью этого сделать никому пока не удалось. Продюсеры «Норд-Оста» вложили большие деньги в первоначальный ремонт бывшего заводского ДК. Прекрасно выстроенный звук в зале, удобные кресла, сложная декорация — все это соответствовало требованиям мюзикла, законам жанра. Даже несмотря на то, что центр находится не в театральном районе Москвы, мюзикл пользовался популярностью. Однако трагические события на Дубровке повернули жизнь мюзикла, представив свой сценарий развития событий.

«Новая опера»
В 90-е годы одну из первых попыток поставить спектакль, названный мюзиклом, в послеперестроечные времена предпринял театральный режиссер Андрей Житинкин. Сделав ставку на Гурченко, скандально известный московский режиссер прогадал. В спектакле нет, прежде всего, той необходимой мюзиклу энергетики, не говоря уже об интересном либретто, запоминающейся музыке, добротных декорациях и хореографии. Впрочем, этот неудачный пример — не единственный. В ту же «мусорную корзину» зрители отправили следующий проект — мюзикл «Страна завтрашнего дня», осуществленный на сцене театра «Новая опера» английским режиссером Джоном Адамсом.

Рок в кинематографе
На протяжении веков радость от слез и горько-сладкие чувства мрачного наслаждения играли чрезвычайно важную социальную и эстетическую роль. В последнее время в наших обществах наступили изменения: упомянутые выше чувства отошли на задний план как в социальной жизни, так и в кинематографе. Этот закат свидетельствует о глубоких переменах, которые произошли во второй половине XX века в области человеческих отношений в целом и эмоциональных привычек индивидов в частности.

"Маргинальная" музыка
Парадоксален тот факт, что цыгане и дворяне, джазмены, золотая молодежь и богема — все они ощущают себя элитами общества. В празднике слез эти элиты выступают в роли взаимозависимых каст. Одни расплачиваются, поют и сочиняют, другие сопровождают, исполняют, творят. Представители этих элит легко общаются между собой, так как в силу своей непохожести никогда не соперничают друг с другом. Тот факт, что одни являются социально привилегированными, а другие — маргинальными, ничего не меняет в характере самих обществ, в которых большее значение придается чувствам, а дела отходят на задний план.

Имперская музыка
По схожим причинам коммунистические идеологи Греции, Румынии, Венгрии и других стран разоблачали упадочнический, пораженческий характер ностальгических форм выражения. М. Теодоракис умудрился выкорчевать из ребетико весь «восточный фатализм», сочиняя в этом музыкальном стиле мелодии, наполненные критикой и призывами к победоносной борьбе («против реакционных сил»). Напротив, в Южной Корее находившиеся у власти диктаторы, которые, движимые националистическими чувствами, покровительствовали традиционным искусствам, столкнулись с резким протестом со стороны студентов и сторонников демократического режима. В борьбе с властью, которая так умело манипулировала конфуцианскими ценностями, последние использовали символику, формы выражения и бубны шаманизма.

Рок - лицемерие?
Однако не надо забывать, что в романтическую эпоху меланхолические нотки раздавались гораздо громче и чаще, так как они были призваны отражать душу венгерского народа. В этой картине социальной жизни аристократов цыгане играли исключительную роль, выступая проводниками состояний души, выразителями музыкальных вкусов аристократии. При этом особенно важно отметить, что цыганское искусство вызывало у аристократов слезы, сопровождавшие их пение. Подобную роль посредников в творческой адаптации музыкального стиля играли мариачи в Мексике, гейши в Японии, кисэн в Корее. На смену этим кастам музыкантов на службе у клиентов-исполнителей постепенно пришло караоке. Анализ этих социально разнородных групп, предающихся чувствам мрачного наслаждения, ставит вопрос о происхождении этоса, культуры чувств, музыкального стиля.

Боб марли и его культура
Подобно Бобу Марли и расте ямайских гетто, истинный творец чувствует себя изгнанником в современном Вавилоне. Все представители новой глобальной культуры, от битников («разбитое поколение») и хиппи до расты и панков возносили проклятых музыкантов в свойственном им духе неоромантизма. Элита, осознающая свою способность жить и чувствовать, подвергается гонениям со стороны безмолвной массы, измотанной повседневностью и находящейся в плену материальных благ и потребления. Те, кто, подобно Джимми Хендриксу, умирал от передозировки или кончал жизнь самоубийством, как Ян Куртис из группы Joy Division, занимали место в пантеоне мучеников «системы». Параллельно с течением андеграунда широкое распространение получило зародившееся в англосаксонских странах движение фолк, в основе которого лежал поиск аутентичности, стремление к природе, желание познать свои корни.

Вторая музыкальная революция
Парадоксально, что в то время, как меланхолия преобретает большую социальную значимость и пользуется возрастающим коммерческим успехом у психологов и фармацевтов, ее символическое выражение утрачивает свое значение среди музыкантов и певцов.

Социальные изменения в осприятии рок-музыки
Во многом это объясняется местом создания и исполнения музыки, а также характером отношений, при которых происходило ее создание и исполнение. Прямым следствием такого развития явилось совершенствование и использование новых технологий. Новая музыка создается тут же на месте, на улице и в ночных клубах, в тесном взаимодействии с танцорами. Контроль и инициатива переходят от музыканта к ди-джею, который развлекает, заводит, комментирует, сводит музыкальные композиции; он подбирает, миксует (смешивает) синтезированные или семплированные (от англ. sample — образец звука), измененные или зацикленные звуки. Делая микширование, ди-джей подбирает и соединяет звуки, ритмы, а при необходимости слова и изображения так, чтобы создать свой особый эмоциональный климат и свою эстетику. Находясь во взаимодействии с танцорами, ди-джей синхронизирует их телодвижения, в то время, как сами звуки рождаются без помощи «живых» музыкантов.

Массовая популярная культура
Массовая культура к концу XX века стала не только важнейшим фактором современного социума, но и пространством рефлексии и теоретизирования в самых различных областях социогуманитарного знания. Поскольку сами традиционные академические дисциплины не находятся в неизменном состоянии — их рамки раздвигаются, растут междисциплинарные связи, появляются новые дисциплины и методы — трудно определить какую-либо превалирующую область знания, в которой проблемы массовой культуры разработаны наиболее полно и тщательно. Кроме того, принимая во внимание тенденцию к отказу от метанарра-тивов в (пост)современном анализе феноменов культуры и общества, вряд ли стоит пытаться выстроить некую общую теорию массовой культуры, скорее можно говорить о теоретическом плюрализме в изучении этой стороны современной культуры. Те теоретические подходы и перспективы, в рамках которых анализируется массовая культура, также весьма разнородны и зачастую представляют собой частный случай в применении более общего подхода (к примеру, структурализм и семиотика в изучении массовой культуры).

Источники возникновения поп-культуры
В этом значении чаще употребляется слово «популярная». Несмотря на то что в теориях, которые мы будем рассматривать, не существует терминологического единства, мы будем понимать массовую культуру как исторический феномен, сложившийся в эпоху индустриализации и особенно расширившийся в период роста информационных технологий. С социологической точки зрения массовая культура — это культура массового общества, оформившегося в этот период. Под популярной же культурой мы будем понимать область культуры, которая приемлема и понятна большинству населения в любую историко-культурную эпоху, которая обладает своими эстетическими особенностями и находится в сложном комплексе взаимодействий с другими культурными пластами (элитарной, народной).

Теория культурного модернизма
Среди многочисленных исследовательских направлений и подходов, оформившихся в течение XX столетия, некоторые, возможно, представляют уже скорее историко-культурный интерес, но большинство не утратили своей актуальности и до настоящего времени. Несмотря на то, что теоретические направления и методологии изучения массовой культуры часто непосредственно связаны с более широкими исследовательскими пространствами, в которых массовая культура предстает как один из аспектов современного культурного мира, все же можно говорить о становлении исследований массовой культуры как дисциплине, занимающей вполне заметную нишу и в социологии культуры, и в эстетике, и в теории культуры.

От мрачного наслаждения к шоковым эмоциям
Такой принцип отбора разнится с западной практикой, где зачастую труппы, особенно гастрольные, сколачиваются «на скорую руку». Примером может служить поставленный в Москве в 2002 году мюзикл «42-я улица». Продюсер Борис Краснов решил привезти американскую труппу, которая была набрана за считанные недели. Актеров, как он рассказывает, подбирали очень быстро. Им не надо было объяснять, что делать. Они все прекрасно знали, потому что в Америке есть традиция и школа мюзикла. Актеров подобрали по типажам, посадили в самолет и привезли в Москву. После чего перед постановщиками стояла одна задача — собрать спектакль воедино. «42-я улица» вместо запланированного одного сезона продержалась на московской сцене всего несколько месяцев. Но причина тут не в актерах, которые прекрасно и профессионально выполняли свое дело, а в неудачном помещении, плохой рекламе и, может, в том, что спектакль шел на английском языке.

Идеи Дж. Бентама
Большое влияние на формирование теории массового общества оказали идеи Дж. Бентама, который одним из первых понял природу нового индустриального общества и выделил в качестве его основной черты чистую массу населения, громадное количество людей, которое составляло это общество, постоянно возрастая в новых городах. В своей знаменитой доктрине утилитаризма он объявил, что все социальные решения должны приниматься только с точки зрения полезности, которую он понимал как наибольшее благо для наибольшего количества людей. Наивысшее социальное благо приравнивалось им к общему счастью, которое понималось как материальное благополучие.


События и концерты

19.11.2009 Кастинг для съемок клипа “Первая любовь”
Ребята из группы «Robin» 1 декабря 2009 года организовывают кастинг с целью найти актеров для съемок клипа на песню «Первая Любовь». Если Вы привлекательны и талантливы, то приходите обязательно. Станьте звездой! Письма-заявки с фотографией и резюме отправляйте по электронной почте robin-kasting@mail.ru

19.11.2009 Мастер-класс в Швеции
В ноябре Set посетил Швецию (Стокгольм), где прошел танцевальный мастер-класс у педагогов из «Bounce» (Лос-Анджелес) и мастеров Швеции!

02.11.2009 Почти завершена работа над 4 новыми композициями
Почти завершена работа над 4 новыми композициями. Релиз ожидается в декабре.

1 – Стоп (муз. сл. Алексей Романов)
2 – Stay (муз. сл. Александр Маев)
3 – Незачем любить (муз. сл. Александр Кольцов)
4 – Я буду ждать (муз. сл. Robin)

27.10.2009 Наши песни зазвучали по-казахски!
А теперь немного болтологии… В Казахстане нашими Казахскими друзьями переведен на казахский наш Кораблик!


Реклама:

Фотогалерея




Лучшие песни

Кораблик...............................................MP3.....скачать трек
Первая любовь.......................................MP3.....скачать трек
Растаяла, как сон...................................MP3.....скачать трек
Flames of love (ремикс)...........................MP3.....скачать трек
Быстрая любовь......................................MP3.....скачать трек