Главная Карта сайта Обратная связь

Становление рока в СССР

Всегда существует возможность непонимания. «Несомненно, существуют буквальные непонимания, — отмечает С. Холл. — Зритель не знает используемых терминов, не может следить за сложной логикой аргумента, не знаком с языком, находит понятия слишком сложными.

Но чаще специалисты в области вещания озабочены тем, что зрителям не удалось понять те значения, которые имели в виду создатели сообщений. В действительности они хотят сказать, что зрители не оперируют внутри "доминантного" или "предпочтительного" кода».

Именно второй тип непонимания представляет интерес для британского исследователя. Он предлагает три возможные позиции, с которых может проходить декодирование телевизионного дискурса.

Rock around the 1990
С перестройкой в культуре России начали происходить странные вещи. «Империя», катившаяся к своему концу, как будто бы нарочно выбрала себе двойника — тоже катившуюся к концу этапа рок-музыку. «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет», — как потом оказалось провидчески, констатировал Б. Гребенщиков в середине 1980-х. Конечно, рок не закончился ни в 80-е, ни в 90-е годы, а перерос во что-то другое. Но и «империя» рухнула тоже чисто формально, перейдя в какую-то новую фазу. В политике 1990-х больно все напоминало советский строй, только вместо закрытых городов — прикрытые границами республики, где живут наши, но в Прибалтике традиционно чуть получше, а в Средней Азии — чуть похуже. Так же, как и в роке, сообщество «социалистических республик» перерастало во что-то иное, не теряя (если не считать политические игры) своей основы.

Судьба рока в СССР
Напластовать четыре или пять слоев смысла бьшо нормальным в стране, отметившей прошлую социальную революцию — конец Российской империи — сочетанием поэтических изысков Серебряного века и куплетов лапотников. К концу 80-х годов в борьбе за место на эстраде рок почти извел разговорный жанр и занял его место. То, что в разговорном жанре подавалось полунамеками, иносказательно, в роке выглядело грубым шаржем. Редеющие концерты «разговорников» сопровождались обычным смехом, на большинстве рок-концертов господствовала сардоническая сатира.

Советский рок 70—первой половины 80-х годов
Парадоксально, но мифологему советского рока 70—первой половины 80-х годов отличают явные элементы аскетизма, самоотречения и презрения к деньгам, на которых были воспитаны отцы и деды молодых бунтарей. Поколения заметно разнились лишь в степени социальной пластичности, демонстративной и демонстрируемой лояльности к государственным институтам и органам власти. Однако глубинное родство их сохранялось. Стадионные же выступления сразу повлекли за собой не только популярность, но и скачок в гонорарах.

Россияне не признавали рок
Знали о ее существовании все, хотя слышали лишь немногие, а разбирались — единицы. В результате отношение к ней было в достаточной степени положительным, хотя каждая социально-культурная группа общества «впечатывала» в слово «рок» ту музыку, которая ей больше всего нравилась, — чаще всего модные варианты поп-музыки2. Лишь старшее поколение россиян оставалось в стороне от признаний в любви к року.

«Zarraza» и солидный и объемистый «Рок Сити»
А начиналось все просто прекрасно. В 1988 году Б. Зосимов, С. Кастальский и А. Сидоров приняли участие в затеянном Г. Олбер-гом журнале «О. К. Metal Hammer». Потом последовала «Zarraza» и солидный и объемистый «Рок Сити», первый номер которого вышел в сентябре 1991 года к Тушинскому рок-фестивалю «Monsters of Rock», собравшему металлистов со всего готовящегося распадаться Союза. В этом легендарном фестивале приняли участие, помимо отечественных команд, Э. С. Т., Black Crowes, Pantera, Metallica и AC/DC. Благодаря этому журнал «Рок Сити», издаваемый на деньги американской компании Б. Зосимова «Biz Enterprises», получил мощный промоушн и его тираж увеличился в пять раз. С начала 1997 года «Рок Сити» начал выходить регулярно — раз в два месяца — и распространяться не только через торговую сеть, но и по подписке, а со второго полугодия журнал стал ежемесячным. В Петербурге с начала 90-х издается журнал  «FUZZ», выходивший сначала нерегулярно, а затем ставший ежемесячным. Параллельно время от времени мелькал журнал «ТТТРРАХ!». «Death City» вышел тремя номерами за период с 1993 по 1996 год.

Фирмой «Луна арт Продакшн»
Так, почти подряд в 1991 году прошли международный трэш-фестиваль «Страшидла ин Москоу», проведенный Московским металеджен, Корпорацией тяжелого рока, радиостанцией SNC, фирмой «Луна арт Продакшн», а также польским «Мегатоник Дэтракшн» и фестиваль «Трэш... твою мать». Рокеры развлекались.Но сама рок-музыка становилась не тем искусством, которое десять лет назад заставляло залы вставать, вздымать сцепленные руки, скандировать. Почему? Разве социальная несправедливость перестала быть несправедливостью? Может быть ее стало меньше? Меньше пьющих, потерявших человеческий облик людей, меньше подлости?

Становление музыки Цоя
Вероятно, симптоматично также, что отступление рок-музыки к кулисам отечественной культуры совпало с уходом из жизни еще молодых и очень ярких рок-музыкантов — А. Башлачева, Я. Дягилевой, М. Науменко, В. Цоя, оказавших большое влияние на умонастроения своих современников в 80-е годы. Спустя десять лет после гибели В. Цоя, возникла идея сложить альбом из кавер-версий его композиций в исполнении, главным образом, молодых музыкантов. Свои версии представили Tequilajazzz, «Два самолета», «Колыбель», Земфира, «Мультфильмы», «Кукрыниксы», «КС», «КНР (Кадыров—Николаев—Рыбин)», «Наив», Zdob Si Zdub, а также Вячеслав Бутусов.

Залы для рок-фестивалей в СССР
Проведенное в конце 1993 года исследование показало, что лишь залы вместимостью в 3—5 тысяч человек позволяют надеяться на сравнительно небольшое отставание (не на прибыль!) суммы сбора от себестоимости концерта и дают возможность свести убыток к минимуму. Однако отвечающей таким требованиям инфраструктуры в стране пока нет. Типовые варианты наиболее распространенных заводских дворцов культуры по своей вместимости намного меньше -до 1000, максимум 1500 мест. Даже в столице самый большой концертный зал — «Россия» — вмещает до 2,5 тысяч человек. В нынешних условиях, кроме Кремлевского дворца съездов, лишь стадионы по вместимости соответствуют потребностям концертного рынка. Однако они в большинстве случаев плохо приспособлены для концертной работы и к тому же находятся в распоряжении ведомства, занимающегося спортом.

Влияние творчества Пугачевой А.Б.
Прежде всего, обращает на себя внимание очевидное уменьшение в 90-х годах числа групп, работающих на поп- и рок-сцене. Все больший удельный вес на телевидении и в хит-парадах разных изданий, от массовых до специальных, занимают солисты. Это тем более примечательно, что и 70-е, и 80-е годы прошли под знаком превалирования групп. Число солистов в это же время снижалось. С рубежа 80-х годов здесь доминировали всего три фигуры, причем они продолжают оставаться на поп-небосклоне до настоящего времени: Алла Пугачева, Валерий Леонтьев и София Ротару.

Зарубежный "ширпотреб"
От поп-звезд стараются не отстать и некоторые рок-музыканты, долго их чуравшиеся и презиравшие, но сейчас находящиеся с ними в одном артистическом «бомонде». Кое-кто купил на Западе недвижимость и постепенно «обуржуазивается». Кое-кто приспосабливается к местным условиям, рекламируя, например, зарубежный ширпотреб, аудио-, видеотехнику. Один из духовных лидеров молодежи 70—80-х годов, творчество которого по-прежнему вызывает интерес заметной части аудитории, начал вести на первом канале телевидения передачу для домохозяек под названием «Смак», демонстрируя культуру кухни и технологию приготовления различных блюд.

СМИ о роке
Текущие события на поп-сцене отражают и одновременно подчеркивают саму атмосферу смены культурной парадигмы у бывшего советского общества. Место социальной мистификации большевизма тут же заняла сакральная и квазисакральная мистификация: бесконечной чередой потянулись в Россию белые и черные маги, проповедники, экстрасенсы. Газеты запестрели гороскопами, рекомендациями, как уберечься от сглаза, порчи и т. п. И одновременно началась мощная атака на массовое сознание.

Панк-движение: проблемы контркультуры в современной России
Ощущение исчерпанности старых моделей не покидает даже больших артистов, находящихся в зените славы. Во второй половине 1993 года один из бывших лидеров советской рок-сцены, руководитель известной и до настоящего времени популярной группы «ДДТ» Ю. Шевчук признавался: «Раньше я играл в эти игрушки, в этот рок-н-ролл, в рок-певца. Сейчас это скучно, неинтересно, все эти тусовки... — И, размышляя о судьбах страны, добавил: — Идет глобальное поражение экономики, государства, личности. А во времена поражения, говорят древние, приоткрывается истина. Каждый человек решает для себя все: любить, ненавидеть, драться, ехать в Сербию, Таджикистан, Ирак или в Америку, воровать или не воровать, жить в коммуналке или продаться подороже. Это удивительное время, колоссальная и трагическая ситуация — в нас, в стране, в реках, в деревне, в небе... Завтра, может быть, три луны выйдут или солнце человеческим голосом заговорит. Здорово! И мне просто интересно жить и смотреть, чем все это кончится»10.

Исторические предпосылки появления панк-движения в России
Молодежные движения и субкультуры стали важной частью культурного пространства России с начала 1990-х. Однако лишь в последние годы они привлекли внимание научного сообщества. Хотелось бы отметить две важные работы: сборник «Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга» под редакцией В. В. Костюшева5 и работу Е. Л. Омельченко «Молодежные культуры и субкультуры»6, а также исследования Т. Б. Щепанской7, одной из первых начавшей изучение этой области культуры в России.

Коммерческая музыка в России
Таким образом, в России во второй половине 1990-х противостояние рок- и поп-музыки заменилось противостоянием музыки коммерческой и некоммерческой (что на Западе произошло еще во второй половине 1970-х, с появлением панка). Старое представление о панке (имеется в виду не подросток, «бухающий» с друзьями во дворе на Арбате под звуки «Гражданской обороны», «Sex Pistols»', «Короля и шута», а «идейный» оппозиционер «одномерному обществу») растворилось в модных журналах, радио- и телепередачах.

Предпосылки для появления панка
Итак, в СССР панк, будучи запрещенным и неся ценности, противостоящие официальным, являлся контркультурой в самом полном смысле слова. Посмотрим теперь на изменение социокультурной ситуации в России с приходом перестройки и влияние этого изменения на существование рок-музыки и, в частности, панка.

Панк-субкультура в России
Здесь нужно провести очень важное разграничение между панк-движением и панк-субкультурой в России. Для этого охарактеризуем ситуацию, сложившуюся на настоящий момент в российской музыкальной инфраструктуре. До сих пор (в начале 2000-х гг.) большинство музыки, тем более панка и хардкора, создается и функционирует в пространстве, не имеющем никакого отношения к шоу-бизнесу, если о существовании такового вообще можно говорить применительно к России. То есть все делается своими силами и на свои деньги. Но для большинства музыкантов DIY-практики — это вынужденная мера. При первой же возможности они подписали бы контракт с крупным лэйблом и пошли бы на любые компромиссы, чтобы их записи выпускали большими тиражами, чтобы их показывали по телевидению и рекламировали в модных журналах, чтобы им платили как можно больше денег и чтобы у них было много поклонниц/поклонников.

Общая характеристика международного панк-движения
Для большей части представителей панк-субкультуры в России панк сводится к веселой энергичной музыке и употреблению алкогольных напитков, тогда как панк-движение состоит из музыки и политики в широком понимании этого слова.

История формирования панк-движения в России
Но в панк-движении существуют и некоторые противоречия. DIY-изделия продаются, хотя и стоят очень дешево. Например, американский фэнзин «Heart Attack» (40 страниц формата А4) стоит 25—50 центов. В фэнзинах размещается реклама групп, других DIY-изданий, хотя она выполняет информационную функцию, а не является навязыванием и принуждением. Впрочем, на Западе существует достаточное количество DIY-продукции, распространяемой бесплатно. В Москве на рубеже 1980—90-х «на волне всеобщей коммерциализации и популяризации так называемого „андеграунда" появились первые мастерские зАиБИ (за Анонимное и Бесплатное Искусство)».

Организационная структура
Basta», «Antiglobalizator», «Тяжелые последствия», «Из кожи вон», «V3Anus» и др. Поддерживается плотная связь с прибалтийской сценой, дистрибьютируются группы из Латвии, Литвы, Эстонии; петербургский лэйбл «Ipecacuanha Rec.» выпустил в 2001 г. на кассетах вильнюсскую ска-панк35 группу «Dr. Green». В 1999—2001 гг. наблюдается «взрыв» самиздатовской прессы в Беларуси: «Don't Panic!» (г. Минск), «Left Hander» (п. Ратомка, Минский район), «Ребро жесткости» (г. Минск), «Без намордника» (г. Минск), «Заябок» (г. Минск), «Кен-гуру» (г. Гродно), «Б-р-р-р» (г. Гродно), «Дезертир» (г. Гродно), «Skid row» (г. Минск), «Пятновыводитель» (г. Минск), «Хлопушка» (г. Минск), «CoZine» (г. Гродно) и др.

Различные музыкальные движения
Таким образом, представитель данного движения должен обладать определенным количеством личных характеристик и иметь некоторую систему идей и представлений, альтернативную общепринятой. В панке такая система включает в себя, как уже было сказано, анархистские взгляды. «Панки выбрали анархизм как альтернативу всем существующим системам в мире и замкнутому кругу угнетения, который несет в себе каждая революция. Сама природа власти (и иерархий в целом) содержит в себе угнетение и эксплуатацию людей. В отличие от других молодежных или буржуазных контркультур, панки так же отвергают коммунизм и левое крыло традиционных демократических правительств, как и капитализм. Реформы, проводимые правящими партиями, часто осуждаются как прогосударствен-ные (способствующие поддержанию официального правительства) и поверхностные. Их реформы призваны умиротворять, а не освобождать людей».


События и концерты

19.11.2009 Кастинг для съемок клипа “Первая любовь”
Ребята из группы «Robin» 1 декабря 2009 года организовывают кастинг с целью найти актеров для съемок клипа на песню «Первая Любовь». Если Вы привлекательны и талантливы, то приходите обязательно. Станьте звездой! Письма-заявки с фотографией и резюме отправляйте по электронной почте robin-kasting@mail.ru

19.11.2009 Мастер-класс в Швеции
В ноябре Set посетил Швецию (Стокгольм), где прошел танцевальный мастер-класс у педагогов из «Bounce» (Лос-Анджелес) и мастеров Швеции!

02.11.2009 Почти завершена работа над 4 новыми композициями
Почти завершена работа над 4 новыми композициями. Релиз ожидается в декабре.

1 – Стоп (муз. сл. Алексей Романов)
2 – Stay (муз. сл. Александр Маев)
3 – Незачем любить (муз. сл. Александр Кольцов)
4 – Я буду ждать (муз. сл. Robin)

27.10.2009 Наши песни зазвучали по-казахски!
А теперь немного болтологии… В Казахстане нашими Казахскими друзьями переведен на казахский наш Кораблик!


Реклама:

Фотогалерея




Лучшие песни

Кораблик...............................................MP3.....скачать трек
Первая любовь.......................................MP3.....скачать трек
Растаяла, как сон...................................MP3.....скачать трек
Flames of love (ремикс)...........................MP3.....скачать трек
Быстрая любовь......................................MP3.....скачать трек