17.11.2009
"Доминантной идеология"
К. Дженкс, исследуя происхождение культурных исследований, связывает их возникновение еще с тремя, связь которых с этим направлением не является столь эксплицитной, но тем не менее является, по мнению Джен-кса, важным фактором в формировании «культурных исследований». Прежде всего он называет Дж. Оруэлла. «Его наблюдения по поводу популярной литературы с точки зрения "доминантной идеологии", его анализ отсутствия рабочего класса в художественной литературе XIX века (кроме как в форме "толпы"), его ложно пророческие взгляды на массовую культуру и массовую аудиторию, выраженные в "1984", его мнение о все увеличивающейся власти и проникновении массмедиа и его романтизм в стиле Хоггарта в реконструкции сообщества рабочего класса и его повседневной жизни позволяют считать его работы в какой-то степени связанными с культурными исследованиями».
Другим «вторичным» источником, на который указывает Дженкс, является Викторианский центр современных (тому времени) культурных исследований, расположенный в лондонском Ист-енде. К работам, внесшим вклад в это направление, К. Дженкс относит «Лондонский труд и лондонские бедные» X. Мэйхью, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Ч. Бута, «Восточный Лондон» В. Бесанта, романы Ч. Диккенса и А. Моррисона и многие другие. Эти городские наблюдатели дали голос отверженной и несформулированной культуре рабочего класса, которая была вытеснена за пределы общества с моральной, политической, экономической и даже географической и культурной точки зрения. Их работы основаны не на четко разработанной теории, а на «горьком восклицании» от имени всего образа жизни народа, основанном на наблюдении и демографии. Необходимо отметить, что эти наблюдения велись с точки зрения вуайеризма, любопытного взгляда обеспеченного буржуа и носили характер практик, возникших в XIX веке, — туризма, исследования новых территорий, социальных исследований и социальной политики. Во многом это относится и к современным «культурным исследованиям».
Еще одним малоизвестным предшественником «культурных исследований» можно считать, по мнению Дженк-са, американскую социологию, которая развивалась в двух направлениях. Первое связано с известнейшей работой У.Ф. Уайта «Общество угла улицы», которое считается классическим примером методологии, заимствованной из антропологии, — включенного наблюдения. Уайт прожил несколько лет, подобно полевым антропологам, в итальянско-американской гангстерской группе, вначале принимая участие в их деятельности и постоянно заручаясь их поддержкой в изучении совместной жизни. Второе направление связано с нео-Чикагской школой, с которой ассоциируются такие имена как Беккер, Гир, Гоффман. Все они в свои студенческие годы, а затем во время написания диссертаций занимались включенным наблюдением, проживая и проигрывая социальные роли, чуждые для них в обычной жизни. Они писали работы в русле символического интеракционизма, включаясь в деятельность водителя такси, медсестры, парикмахера, джазового музыканта и даже наркомана.