Главная Карта сайта Обратная связь

Понимание популярной музыки

В последние десятилетия XX века в музыкальных молодежных субкультурах начинают происходить изменения. Во многом это связано с приходом массмедиа, которые привнесли элемент глобализации в молодежную среду. Подросткам стали доступны музыкальные стили всего мира. В то же время в мировой музыке происходят процессы смешивания различных стилей, возникших в разных этнических группах. Возникает так называемый «глобал поп», в котором соседствуют элементы самых разных музыкальных культур. Эклектика становится музыкальной программой современной молодежи.

В данном проекте мы поставили своей задачей проследить связи и разрывы между доминантной и субкультурной системой ценностей. Выбор, сделаннный участниками проекта, а также более широкой референтной группой их ровесников, показал, что в субкультурной группе ключевые ценности «магистральной» культуры — трезвость, амбиция, конформизм — меняются на их противоположности — гедонизм, отрицание авторитета, стремление к действиям, выражающим протест. Именно эти качества проявляются в предпочитаемых молодежью музыкальных стилях — рэп, хип-хоп, тяжелый рок. Это не только выражение эстетических вкусов молодежи.

Рэп
Можно сказать, что сложившаяся система музыкальных предпочтений представляет собой компромиссное решение между двумя противоречащими потребностями: потребностью создавать и выражать автономность от родителей и потребность поддерживать родительскую идентификацию». В этом анализе популярные субкультурные стили рассматриваются как попытки создать связь между опытом и традицией, между известным и новым. Таким образом, скрытой функцией субкультуры становилось выражение и разрешение противоречий, которые остаются скрытыми или неразрешенными в культуре старшего поколения.

Кэб Кэллоуэй, Эдди Джефферсон, Бо Дид-ли и Джеймс Браун
Их выступления часто сопровождались сатирическими отступлениями, поговорками, шутками, молитвами, и насмешками. Читка под музыку в XX веке так же проявилась в таких музыкальных жанрах, как госпел, джаз и ритм-энд-блюз. Популярные артисты, такие как Кэб Кэллоуэй, Эдди Джефферсон, Бо Дид-ли и Джеймс Браун использовали эту традицию. Однако наибольшее влияние оказали не коммерческие рэп-записи, а фристайл который рождался на улице. Практики рэпа позволяли жителям городских кварталов соревноваться друг с другом в искусстве воображения и умения рифмовать. Часто игра заключалась в обмене негативными комментариями в рифмованом виде по поводу кого-либо из родственников оппонента.

Творчество группы «Король и Шут»
В 1995 году в «Король и Шут» пришел Яков Цвиркунов в качестве гитариста. В 1996 гаду была снята получасовая передача о группе «Король и Шут», которая неоднократно транслировалась в эфире 5-го канала. В этом помогли Наташа Крусанова и ее съемочная группа. Из передачи появились четыре низкобюджетных клипа на песни «Дурак и молния», «Внезапная голова», «Садовник», «Блуждают тени». В 1996 году вышел в свет первый номерной альбом «Камнем по голове», записанный на студии «Мелодия». В этом же и в следующем году «Король и Шут» принял участие в фестивале на «Петровском» «Наполним небо добротой» который организовал Юрий Шевчук и «Театр ДДТ». Так же группа выходила на сцену «Юбилейного» и ДК Горбунова, играя на фестивалях с такими группами как «TOY DOLLS», «THE STRANGLERS», «EXPLOITED».

Отечественный рэп
В 2000 году вышел в свет очередной альбом «Герои и Злодеи». В группе появился новый гитарист Александр Леонтьев «Ренегат», привлекавшийся ранее в качестве сессионного музыканта.

Кумиры
Поскольку яркая внешняя форма музыкальных молодежных субкультур и ее экстремальные выражения представляют собой определенную угрозу существующему порядку, для избежания этой угрозы выработаны две стратегии. Во-первых, фанат может быть тривиализирован, «натурализирован», приручен. В данном случае различие просто отрицается, «другость» сводится к одинаковости.

Музыкальные предпочтения молодежи 21 века
Дробление музыкальной молодежной культуры на множество субкультур, часто совершенно непохожих друг на друга как по своим основаниям, так и по стилистическим особенностям, является одним из показателей общей фрагментации молодежной субкультуры. К тому же за период взросления дети, тинейджеры, молодые люди меняют, и не раз, свою принадлежность к субкультурным группировкам, в соответствии со многими социокультурными и личностными факторами. Молодежные субкультуры — это неотъемлемая часть нашего быстро меняющегося мира, и они являются одним из самых заметных явлений, определяющих лик современной культуры.

Популярная культура и ее тексты
Отношение к массовой культуре в социогуманитарном знании в основном является критическим, хотя в последнее время эта позиция меняется если не в пользу массовой культуры, то хотя бы в направлении ее объективного изучения. Хорошо известны классики критики массовой культуры, такие как X. Ортега-и-Гассет или представители Франкфуртской школы. Однако другие точки зрения, которые отражены во множестве работ западных авторов, практически незнакомы отечественному читателю. Учитывая, что в отечественной традиции до сих пор преобладает критическое отношение к массовой культуре, ее восприятие является весьма односторонним.

Концепция Фиске
Не отрицая существование экономического базиса, он говорит о наличии альтернативной «культурной экономики», о циркуляции вокруг товаров значений и удовольствий.

«Понимания популярной культуры»
Одной из важнейших особенностей популярной культуры является удовольствие, которое она доставляет. Фиске выделяет два типа таких удовольствий. Первые концентрируются на уме, производя противоположные оппозиционные значения, а вторые центрируются на теле и имеют тенденцию причинять обиду и вызывать скандал. В 4-й главе «Понимания популярной культуры», которая называется «Оскорбляющие тела и карнавальные удовольствия», автор утверждает, что в XIX веке, в эпоху индустриализации и урбанизации, власть имущие пытались подавить или придать респектабельность телесным удовольствиям, которые рассматривались как угроза социальному порядку.

Фиске и его творчество
Фиске обращается к фундаментальному труду П. Бур-дье «Различие» («Distinction», 1984), так как в нем наиболее тщательно проанализированы связи между классовой принадлежностью и культурой. Несмотря на то, что исследования Бурдье проводились на материале французского общества, Фиске считает возможным применить его выводы к социокультурной модели, которая подчеркивает динамику социальных связей, а не объективно существующие классы. Эти выводы помогают лучше понять социальные связи и практики, которые формируются классовыми (и прочими) интересами, но не ограничены устойчивыми социальными категориями.

Тезисы Барта
В «Чтении популярного» Фиске подчеркивает динамический характер культуры, которая всегда является процессом и представляет собой ряд социальных практик. Поскольку она черпает смыслы из ресурсов, предоставляемых доминантной системой, она всегда противоречива и конфликтна. «Эти ресурсы — телевидение, диски, одежда, видеоигры, язык — несут в себе интересы экономической и идеологической доминанты; они содержат силовые линии, которые представляют гегемонию и работают в пользу статус-кво... но эти ресурсы содержат в себе также и противоположные силовые линии, которые активизируются людьми, занимающими иное положение в социальной системе. Если культурные товары или тексты не содержат ресурсов, из которых люди могут создавать свои собственные смыслы, означивать свои социальные отношения и идентичности, они будут отвергнуты и не будут иметь успеха на рынке. Они не станут популярными»

Два мифа о культуре
Таким образом, джинсы или мебель являются в не меньшей мере культурным текстом, чем популярный диск. Их объединяет удовольствие, которое получает потребитель от их потребления, которое не менее важно, чем их чисто материальная функция. Фиске подчеркивает потребительский характер современной культуры, выступая против долго бытовавшего мнения о том, что культура и прибыль являются взаимоисключающими явлениями, Он считает, что это мнение основано на двух мифах, «романтических фантазиях». С одной стороны, это миф о бедном художнике, преданном только чистоте и эстетическим качествам своего искусства, с другой — представление о народном искусстве, в создании которого принимают равное участие все члены племени, свободные от коммерческого интереса.

«Шопинг-моллов»
Условия людей меняются, и с ними меняются тексты и вкусы, являющиеся источником релевантности. «Релевантность — это точка пересечения текстуального и социального. Поэтому это пространство борьбы, поскольку релевантности рассеяны и столь же различны, как и социальные ситуации людей: популярный текст должен работать против своих различий, чтобы найти что-то общее между различными социальными группами, чтобы увеличить свое потребление и прибыль».

Система ценностей в культуре
Одной из наиболее распространенных функций торговых центров стало времяпрепровождение праздных по той или иной причине людей, домохозяек или безработной молодежи. Исследование посещаемости торгового центра в небольшом австралийском городе показало, что 80 % безработных молодых людей посещало его по крайней мере раз в неделю, а практически 100 % неработающих молодых женщин были регулярными посетителями. Хотя мы не располагаем такого рода данными применительно к отечественному контексту, можно сказать, что торговые центры являются любимыми местами встреч и прогулок не только незанятой молодежи, но и тинейджеров, которые (по крайней мере московские) называют такие места, как «Манежка», любимыми местами в городе и считают престижным делать даже незначительные покупки в «Аша-не» или «Мега».

"Общество потребления"
Еще одним важным аспектом значения потребления для женщины является ее потребность в выборе и демонстрации приобретенных товаров, поскольку приобретая товары она может приобщиться к ценностям другой социальной группы и к их преимуществам. (Это относится не только к женщинам, но и к членам субкультурных объединений, которые путем приобретения товаров манифестируют свою принадлежность к той или иной группе.) Фиске отмечает, что выставление напоказ приобретенного товара не является исключительной чертой современного «общества потребления» — в этом смысле все общества являются потребительскими, поскольку они ценят товары за их культурные значения, которые выходят далеко за пределы полезности.

«Чтения» плаката с изображением Мадонны 14-летней девочкой"
Мадонну можно считать ярким примером работы поп-индустрии, которая создает моду (возможно, краткосрочную), эксплуатирует ее полностью и наживается за счет одного из наиболее легко подверженного эксплуатации и лишенного власти сегмента общества — девочек-подростков. По мнению Фиске такое объяснение не является адекватным, так как предполагает изначальную пассивность фанатов Мадонны, которыми можно манипулировать, против их собственных интересов.

«Взгляд»
В центре привлекательности Мадонны для девочек-тинэйджеров лежит ее самолюбование, причем оно не рассматривается ими как эгоцентризм. Это можно понять, рассмотрев обычную журнальную продукцию, адресованную этой категории молодежи, где тело девушки и соответственно ее сексуальность, подаются как множество проблем (прибыль от этого получают, конечно, рекламодатели, которые предлагают средства для избавления от этих проблем). Однако привлекательность Мадонны не является универсальной — скорее она является источником противоположных мнений и оценок, что является распространенной позиции женщины в патриархатной системе. Мадонна сама вполне сознательно использует эти противоречивые оценки в своем имидже (использование религиозной символики в контексте эротической телесности). Кроме того, она постоянно пародирует стереотипные репрезентации женщин, причем не сами стереотипы, но то, как они создаются. Сама она контролирует не только свой имидж, но и процесс его производства.

Творчество Мадонны
Успех Мадонны (во всяком случае, у определенной части публики) объясняется Фиске тем, что она предлагает своим поклонницам доступ к семиотической и социальной власти, причем на базовом уровне это работает через фантазию, что, в свою очередь, ведет и к изменению поведения в реальных ситуациях повседневной жизни. Фантазия, которой насыщены многие тексты популярной культуры, не является лишь способом эскейпизма, но может стать импульсом для «локализованного тактического сопротивления». Фиске делает вывод относительно популярности Мадонны, прибегая к своим излюбленным бинарным оппозициям: власти и сопротивления,значения и «контрзначения», удовольствия и борьбы за контроль. Возможно, в эпоху деконструкции бинарных оппозиций этот анализ выглядит несколько архаично, но тем не менее он дает возможность лучшего понимания причин популярности поп-звезд, культов, которые составляют значительную часть современной мифологии и культурной практики.

"Устная культура"
Национальные ТВ-новости оперируют в основном на этом среднем уровне национальной культуры. Но внутри каждой национальной культуры существует целый ряд субкультур, которые образуют пространство популярного. Субкультура существует, по мнению Фиске, по причине необходимости поддержания социальных различий. На этом микроуровне происходит устная коммуникация, составляющая канву повседневной жизни. Если между первым и вторым уровнем в целом существует мало противоречий, то на микроуровне существует множество различных мнений, которые могут отличаться от макроуровня и среднего уровня. Именно микроуровень является пространством, на котором популярная культура конструирует свои релевантности.

Культура речи
Ее критерии с трудом сочетаются с практиками удовольствия и популярного вкуса. Телепроизводители имеют тенденцию разрешать этот конфликт «движением по направлению к критериям развлечения и популярных удовольствий и отхода от образовательного аспекта и социальной ответственности». По мнению Фиске, противопоставление «популярных» и «серьезных» новостных программ не является плодотворным.


События и концерты

19.11.2009 Кастинг для съемок клипа “Первая любовь”
Ребята из группы «Robin» 1 декабря 2009 года организовывают кастинг с целью найти актеров для съемок клипа на песню «Первая Любовь». Если Вы привлекательны и талантливы, то приходите обязательно. Станьте звездой! Письма-заявки с фотографией и резюме отправляйте по электронной почте robin-kasting@mail.ru

19.11.2009 Мастер-класс в Швеции
В ноябре Set посетил Швецию (Стокгольм), где прошел танцевальный мастер-класс у педагогов из «Bounce» (Лос-Анджелес) и мастеров Швеции!

02.11.2009 Почти завершена работа над 4 новыми композициями
Почти завершена работа над 4 новыми композициями. Релиз ожидается в декабре.

1 – Стоп (муз. сл. Алексей Романов)
2 – Stay (муз. сл. Александр Маев)
3 – Незачем любить (муз. сл. Александр Кольцов)
4 – Я буду ждать (муз. сл. Robin)

27.10.2009 Наши песни зазвучали по-казахски!
А теперь немного болтологии… В Казахстане нашими Казахскими друзьями переведен на казахский наш Кораблик!


Реклама:

Фотогалерея




Лучшие песни

Кораблик...............................................MP3.....скачать трек
Первая любовь.......................................MP3.....скачать трек
Растаяла, как сон...................................MP3.....скачать трек
Flames of love (ремикс)...........................MP3.....скачать трек
Быстрая любовь......................................MP3.....скачать трек