29.12.2009
Отечественный рэп
В 2000 году вышел в свет очередной альбом «Герои и Злодеи». В группе появился новый гитарист Александр Леонтьев «Ренегат», привлекавшийся ранее в качестве сессионного музыканта.
К настоящему времени «Король и Шут» очень популярна среди части молодежи, вокруг нее образовались свои фанаты, появилась атрибутика в виде рюкзаков, толстовок и т. д., что очень характерно для молодежных субкультур в плане выражения стиля, о чем писал еще Д. Хебдидж.
Можно по-разному относиться к таким музыкальным явлениям, как глобализм рэпа или ярко выраженная идентичность «Короля и Шута». Нередко встречается негативная реакция на субкультурные манифестации, особенно в период зарождения определенной субкультуры. Но то, что вчера было предметом осуждения, становится сегодня обычными предметами потребления, таким образом лишая субкультурные символы их значения и цели. Субкультуры оказываются инкорпорированными в доминантную культуру, что отражается в оценках данной субкультуры в массмедиа. Эти оценки сочетают в себе шок и осуждение с увлеченными описаниями и восхищением новейшими стилями и ритуалами. Стиль провоцирует двойную реакцию — с одной стороны, он может вызывать восхищение и даже переходить в высокую моду, с другой — вызывать отрицательную реакцию, особенно у тех авторов, которые рассматривают молодежные субкультуры как социальную проблему.
В большинстве случаев внимание медиа прежде всего привлекают стилистические инновации субкультуры. Затем раскрываются девиантные или антисоциальные акты, такие как вандализм, драки и т. п., причем они используются официальными органами как объяснение первоначального вызова субкультурой установленным культурным нормам. В то же время продолжается процесс «легитимации» субкультуры, которая начинает входить в более широкое пространство массовой культуры со своими рыночно прибыльными артефактами, со своим «словарем», как визуальным, так и вербальным. В результате субкультуры, которые вначале производили шокирующий эффект, инкорпорируются, находят свое место на карте нашей проблематичной социокультурной реальности. Что касается массмедиа, то они не только показывают сопротивление молодежной субкультуры, но и помещают его в доминантную систему значений.
Так, отечественный рэппер Тимати стал частым гостем на многих телеканалах. Таким образом, происходит постоянный процесс восстановления нарушенного порядка, а субкультура инкорпорируется в качестве отвлекающего зрелища в доминантную мифологию, из которой она, собственно, и возникает. Как мы уже отмечали в предыдущем очерке, посвященном субкультурам, этот процесс принимает форму трансформации субкультурных знаков (одежды, музыки и т. д.) в массово произведенные товары или переопределение деви-антного поведения доминантными группами — полицией, медиа, судебными органами. В случае музыкальной культуры особенно трудно провести четкую грань между коммерческим использованием субкультурного стиля с одной стороны, и творчеством или оригинальностью — с другой. Каждая новая музыкальная субкультура устанавливает новые тенденции, порождает новые моды на внешний вид и новые звуки, которые используются соответствующими отраслями культурной индустрии.