Декоративное искусство
Декоративное искусство — это пластическое, то есть предметно-пространственное искусство, произведения которого, наряду с архитектурой, формируют окружающую среду и быт, внося в них эстетическое и образное начало.
Декоративное искусство имеет много видов и жанров. Предметы декоративного искусства могут быть предназначены для дома, украшения интерьеров общественных зданий, они могут украшать улицы и площади, внося в них одухотворенность и особую жизненность. Разновидность декоративного искусства — садово-парковое искусство.
Предметами декоративного искусства могут быть стоящая на письменном столе статуэтка, а также панно на городском здании, витраж: кафедрального собора, парковая скульптура.
Предметы декоративного искусства — это и вещи утилитарного назначения, и вещи чисто декоративные, что обеспечивает ему наиболее адекватное взаимодействие с окружающей средой. Органически включенные в интерьер, в архитектуру, природу декоративные произведения выполняют связующую роль в эстетическом восприятии архитектуры, осуществляют психологический переход от человека к ней, обогащают восприятие архитектурного пространства.
В ряду искусств декоративное искусство занимает место между архитектурой и живописью.
Например, греческая амфора — не архитектура и не скульптура, но ее характеризует как архитектоничность, так и скульптурная выразительность. Гобелены — это еще не живопись, но явление, к ним весьма близкое.
По своей структуре декоративное произведение архитекто-нично, конструктивно, но в то же время оно постоянно переходит в роспись, орнамент, объемную пластику.
Тот факт, что декоративное искусство утилитарно по своей природе, не отказывает ему в праве быть искусством. Ведь в конечном счете элемент утилитарности присутствует во всех видах искусства. Вот почему важно само понятие «декоративность».
История — это история сосуществования и смены различных цивилизаций. Классическое искусство античности было разрушено варварами, которые тучами шли с Востока на Западную Европу. Мир кочевников в V в. обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Кочевники все сметали на своем пути: их конница вытаптывала засеянные поля, они вырубали сада, сжигали города и убивали жителей. Недаром «божьим бичом» прозвали царя гуннов Аттилу.
Но что, кроме насилия и ужаса, несли варвары в Европу? Ответ на этот вопрос важен потому, что варварские племена — это жители первобытного общества, в котором только что зарождалось искусство, в то время как в мире, куда они вторгались, уже существовала история, историки и летописцы, способные при помощи к тому времени сложившихся методов исследования письменно отразить процессы, связанные с возникновением искусства, проявлением отдельных его форм, в том числе форм декоративного искусства.
Об этом, ссылаясь на свидетельства современников, путешественников1, историков пишет в своей книге «Искусство Западной Европы» Л. Любимов'.
В Монголии, откуда гунны двинулись в свои грабительские походы, недалеко от Улан-Батора, известный русский путешественник и исследователь, сподвижник Пржевальского П.К. Козлов раскопал в 1924—1925 гг. в урочище Ноин-Ула богатейшие погребения гуннской знати, относящиеся к самому началу нашей эры. В них были обнаружены великолепные ковры, по-видимому, местного производства, с выразительными сценами борьбы фантастических зверей, ткани с изображениями всадников, зонты, лакированные ложечки. В гуннских курганах другие исследователи также находили остатки шелковых тканей, лакированных чашечек, бронзовых зеркал, изделий из белого нефрита.