Главная Карта сайта Обратная связь

Искусство и эстетика вкуса

Творец — это особая личность, обладающая определенными характеристиками, что и проявляется в созданном им произведении. Отчасти узнать тайну творчества можно из дневников и эпистолярного наследия художников. Так из дневников, воспоминания и писем французского писателя Ромена Роллана можно узнать, что он «всегда» безотчетно любил природу, но в пятнадцитилет-нем возрасте во время пребывания в Швейцарии «печати, скреплявшие эту книгу, разбились» для него, он «прозрел» и стал читать до самозабвения. На него «снизошло откровение» и «точно спала пелена». А несколько лет спустя он напишет: «Уже несколько лет во мне сидит какой-то демон неистовства, бороться против которого нет сил...».

Русский писатель К.Г. Паустовский в своей книге о писательском труде «Золотая роза» пишет: «Писательство — не ремесло и не занятие. Писательство — призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово «призвание» родилось от слова «зов».

Французский писатель Бальзак в «Письмах о литературе, театре и искусстве» пишет, что творчество — это способность, но это и «случай»:

В наше время мы знаем лишь четырех авторов, которым случай подарил способность быть и поэтами и прозаиками. Виктор Гюго, Теофиль Готье, де Мюссе и де Виньи — вот исключения, сделавшие наши эпоху несравнимой с другими.

Бальзак указывает на составляющие творчества: ум, душа, способность: «Целый час я допрашивал науку, природу, бога о причинах различия между умами, душами, способностями».

Специализация видов искусства
Человек специализируется в том или ином виде искусства потому, что этот вид, например музыка, образным строем своего языка близок индивидуальному складу его художественного дарования.

Критерии разделения искусства на виды
Человек обладает способностью ощущения, созерцания и воображения. Из этого Кант сделал вывод о критериях разделения искусства на виды. Музыка соответствует ощущению, пластические искусства — созерцанию, а поэзия — воображению, которое Кант считал самой духовно совершенной способностью Первая ступень развития искусства у Гегеля — ступень символическая, характерная для цивилизаций Древнего Востока. Здесь идея воплощает себя в чувственно созерцаемых образах не адекватно, поскольку духовное не полностью выражается в грубо материальных формах искусства, а в смутных олицетворениях — символах. Ведущим видом искусства, наиболее соответствующим этому этапу, является архитектура, в которой материальное начало в соответствии с природой самого вида искусства господствует над собственно духовным, а идея выражается в архитектурных формах и пропорциях условным, символическим образом.

Проблемы специфики видов искусства
Источник такого многообразия искусства прежде всего — эстетическое богатство самой действительности, ее многообразие.

Виды искусства
Высшей точкой развития идеала в искусстве Гегель считал музыку. Она отдалена от веществег ности материального мира, реальные предметы в ней заменены колебанием струны. Само чувство слуха Гегель считал идеальнее, чем чувство зрения, потому что слушая музыку, человек не видит перед глазами изображаемого предмета, а как бы следит за движением самой души.

Ощущение божественного начала
Поэт грубую обыденность действительности преобразовывает в гармонию духа. Произведение искусства рождается в недрах человеческого духа, и его бытием продолжает оставаться дух. Более того, считает Гегель, произведение искусства изображает лишь то, что образовано «в созвучии с духом». В процессе творчества художнику присуща некая божественная сила, дающая ему возможность возвыситься над грубой повседневной жизнью, что и даёт, по мнению Гегеля, возможность отождествить искусство с идеалом.

Идеал для художника
Человек ощущает идеал и поднимается выше самого себя. Но долгое время, считает Гёте, в состоянии  восхищения художник  пребывать не может. Он хочет вернуться в свое первоначальное состояние, но его тянет к себе идеал. Художник, отмечает Гёте, растерян, но здесь является красота и наступает развязка. Красота соединяет, на первый взгляд, несоединенные элементы. Идеал становится более близким людям. «Прекрасное произведение искусства, — пишет Гёте в работе «Коллекционер и его близкие», — прошло весь круг: оно опять превратилось в какое-то подобие индивидуума, которое мы можем любовно обнять и приблизить к себе».

Эстетический идеал
Проблема идеала как теоретическая проблема эстетики впервые была поставлена Гегелем. В своих Берлинских лекциях по эстетике он определил искусство как проявление идеала. Истолковать это, как считал Гегель, должна философия. Для Гегеля «идеал» обозначает «абсолют». Это начало, воплощающееся в искусстве и одушевляющее предметы, воспринимаемые нашими чувствами.

Понятие вкуса
Понятие вкуса, считает Гадамер, является исходным пунктом при определении общественного идеала. Идеалом общественного человека является человек на своем месте, которому присущи подлинная утонченность отношения ко всему в жизни и обществе, умение сознательно и обдуманно различать и выбирать.

Красота русской поэзии
И только тогда, приобретя вкус, россияне смогут оценить подлинную красоту своих великих поэтов:

Предмет и его содержание
Первое и  основное в искусстве,  — писал Ильин,  —  это Предмет и его содержание: что именно ты чувствуешь? что ты видишь? о чем ты хочешь сказать? Все русские великие поэты сосредоточивали свой чувствующий опыт на том, что есть главное важнейшее им прямо священное в жизни мира и человека. Они созерцали Божие; и взволнованное, умиленное сердце их начинало петь.

Нигелизм в искусстве
Пролеткульт (1917—1932) с его нигилистическим отрицанием культурного наследия, принесший большой вред развитию отечественной художественной культуры, родился не на пустом месте, и концепция социалистического реализма, отодвинувшая на последний план эстетическую функцию искусства, тоже явилась результатом логического развития идей литературной критики и теории XIX в. в России.

Эстетический вкус
Одним из признаков вкуса Лейбниц считал способность получать бескорыстное удовольствие в искусстве. «Созерцание прекрасных вещей приятно само по себе, и... картина Рафаэля трогает того, кто смотрит на нее просвещенным взором, хотя он не извлекает из этого никакой выгоды».

Ассоциативное богатство художника
...Художник, твердо веруй В начала и концы... Пускай же все пройдет неспешно, Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума. Эти стихи Блока — пример метафоричности художественного мышления — «жар души», «хлад ума» и вместе с тем — это пример понимания художником неизбежности сочетания в художественном образе эмоционального и рационального.

«Демоническое» начало Гёте
Гёте считал, что произведения гениальных художников подчиняются не рассудку и не идейной тенденциозности, а особой силе, которую Гёте называл «демоническим» началом в человеке, сущность которой он считал иррациональной.

Эмоциональное и рациональное начала художника
Важнейшей характеристикой мира художника является его способность с необычайной силой и глубиной переживать явления действительности.

Правда и правдоподобие в искусстве
Понятие правдоподобие существует в эстетике с самого начала изучения результатов и способов художественного творчества. Однако широкое распространение термина не привело к единому мнению о его понимании. Одни требования правдоподобия расценивали как необходимую связь искусства с действительностью, другие считали, что такое требование ограничивает творческое воображение, и отождествляли правдоподобие с натурализмом.

Записки Волконской
И С. Волконский развивает свою позицию. Получив громадный успех, Некрасов задумал написать вторую поэму о М.Н. Волконской, также последовавшей за своим мужем в Сибирь. Сын Марии Николаевны после некоторого раздумья познакомил Некрасова с «Записками» своей матери о жизни декабристов в Сибири. Эти «Записки» не предназначались для печати и были написаны для своих детей. Он предупредил поэта, что хотел бы ознакомиться с поэмой в рукописи. Поэт пообещал, но обещания  своего  не сдержал и  «этим объясняется»,  — пишет сын

Условность в художественном образе
Источником условности искусства является тот факт, что художественное сознание формируется на основе определенных традиций, художник учится у больших мастеров, изучая «язык» и «материал» искусства. Но созданное им произведение (произведения) оказывается явлением неповторимым. И даже произведения художников одного и того же направления «узнаваемы» и различимы. Никто не спутает импрессиониста Моне с импрессионистом Ренуаром, реалиста Стендаля с реалистом Бальзаком.

Творческое воображение
Творческое воображение — это необходимое условие как создания, так и восприятия художественного произведения. Так, Ф. Шиллер подчеркивал, что художественный образ может быть создан только свободной силой воображения, и поэтому искусство есть путь к преодолению пассивности. Оно расковывает в человеке дремлющие силы. Шиллер считал «производителем» искусства не только его создателя, но и воспринимающего его. «Реальность вещей — это их дело; видимость вещей — это дело человека, и дух, наслаждающийся видимостью, даруется не тому, что он воспринимает, а тому, что он производит» .

Проблемы художественного восприятия
Необходимо видеть разницу между тем, что под вымыслом понимал Аристотель, и тем, что такое вымысел как специфическая эстетическая категория.

События и концерты

19.11.2009 Кастинг для съемок клипа “Первая любовь”
Ребята из группы «Robin» 1 декабря 2009 года организовывают кастинг с целью найти актеров для съемок клипа на песню «Первая Любовь». Если Вы привлекательны и талантливы, то приходите обязательно. Станьте звездой! Письма-заявки с фотографией и резюме отправляйте по электронной почте robin-kasting@mail.ru

19.11.2009 Мастер-класс в Швеции
В ноябре Set посетил Швецию (Стокгольм), где прошел танцевальный мастер-класс у педагогов из «Bounce» (Лос-Анджелес) и мастеров Швеции!

02.11.2009 Почти завершена работа над 4 новыми композициями
Почти завершена работа над 4 новыми композициями. Релиз ожидается в декабре.

1 – Стоп (муз. сл. Алексей Романов)
2 – Stay (муз. сл. Александр Маев)
3 – Незачем любить (муз. сл. Александр Кольцов)
4 – Я буду ждать (муз. сл. Robin)

27.10.2009 Наши песни зазвучали по-казахски!
А теперь немного болтологии… В Казахстане нашими Казахскими друзьями переведен на казахский наш Кораблик!


Реклама:

Фотогалерея




Лучшие песни

Кораблик...............................................MP3.....скачать трек
Первая любовь.......................................MP3.....скачать трек
Растаяла, как сон...................................MP3.....скачать трек
Flames of love (ремикс)...........................MP3.....скачать трек
Быстрая любовь......................................MP3.....скачать трек