Ощущение божественного начала
Поэт грубую обыденность действительности преобразовывает в гармонию духа. Произведение искусства рождается в недрах человеческого духа, и его бытием продолжает оставаться дух. Более того, считает Гегель, произведение искусства изображает лишь то, что образовано «в созвучии с духом». В процессе творчества художнику присуща некая божественная сила, дающая ему возможность возвыситься над грубой повседневной жизнью, что и даёт, по мнению Гегеля, возможность отождествить искусство с идеалом.
Однако искусство — не абстрактная вещь, оно всегда существует в определенном виде — в поэзии, живописи, музыке. Используя исторический подход, Гегель показывает, что в разные исторические эпохи тот или иной вид искусства более адекватно воплощал идеал, был идеалом. При этом Гегель указывает на такие конкретные признаки идеала, как симметрия, равновесие, определяющие, но еще не составляющие красоту. Развёрнуто описывая проблему, Гегель представляет эти характеристики также в развитии, когда они все более приближаются к выражению идеала, устремляясь ко все более полной гармонии и ко все более полному выражению. Наиболее адекватно у Гегеля идеал выражает степень полноты гармонии, связывающей неоднородные понятия, характеризующие искусство, такие, как звуки и движение, цвет и форма. Принципами, характеризующими устремленность к идеалу, Гегель называет такие, как чистота небесной синевы, «прозрачность атмосферы», «ясность гласных звуков», что, по его утверждению, радует человека своей чистотой и простотой.
Итак, проанализировав всю историю органического мира, Гегель пришел к выводу, что даже человек, хотя он и является вершиной развития природы, воплощая в себе и гармонию, и разнообразие, и разум, и свободу, идеалом быть не может. Красоте нужна божественность, нужно, чтобы чувственное ощущение божественного начала было доведено до максимума.
Логика рассуждений Гегеля такова: человек идеалом быть не может, но природное единство человеческого тела достигает полного совершенства в образах греческих богов, более мудрых и более могущественных, чем люди. И это их превосходство и проявилось в скульптурных формах греческих ваятелей, освободивших их от искажений и ограничений.
В духе требований искусства воплощался Бог и в Богочеловеке — Христе. И если первоначально греческие боги были основной темой великих произведений скульптуры и поэзии, судьба Богочеловека, Бога христианской эры стала главной темой великой эпохи живописи. Так Гегель показывает историю развития идеала в искусстве — от скульптуры и поэзии к живописи, литературе и музыке.
После живописи, по мнению Гегеля, наступает время литературы. Человек, считает Гегель, не отвечает идеалу божественного, но обстоятельства и среда могут сделать его великим, добродетельным и сильным. В этом случае человек обожествляется, становится героем. При этом героизм его может достигнуть такой степени, что человеку оказывается по силам исправить пороки общества и воплотить в себе идеи этого общества. Примеры в художественной литературе Гегель видит в Карле Мооре, защитнике угнетенных (драма «Разбойники» Шиллера) или в Дон-Кихоте Сервантеса, гении которой воплощают идеал в действительность конкретных людей-героев.