Специализация видов искусства
Человек специализируется в том или ином виде искусства потому, что этот вид, например музыка, образным строем своего языка близок индивидуальному складу его художественного дарования.
Но при рассмотрении искусства в целом и каждого из его видов закономерен вопрос: все ли есть в окружающей человека действительности, что впоследствии люди находят в искусстве, в различных его видах?
Ю. Борев в «Эстетике» приводит отрывок из произведения Р. Роллана о гениальном композиторе Жане Кристофе, который прислушивался к звучанию невидимого оркестра окружавшей его природы: шепот леса, жужжание пчел и т.д. Обратим внимание на заключительные слова Роллана: «все эти шумы, все эти крики Кристофер слышал и в самом себе. В самом крошечном и в самом большом из этих сугоэств текла та же река жизни, что омывала и его».
Как можно истолковать эти слова? Искусство — не отражение действительности, вернее, не только ее отражение, искусство — это творчество, это акт творения в ответ на призыв Творца. И слова «божья искра» — не просто метафора, это до поры до времени невидимое духовное богатство и способность его проявления вовне. «Река жизни», которая течет в каждом талантливом человеке рано или поздно, в зависимости от множества обязательств, становится благодаря творчеству и искусству достоянием окружающих.
Каждый большой художник вносит незаменимый вклад в тот или иной вид искусства. Без Боттичелли живопись была бы не полной, как скульптура — без Донателло, поэзия — без Пушкина.
Но и художественная культура эпохи была бы не полной без архитектуры или музыки.
Благодаря своеобразию художественных возможностей каждого вида искусства, дополняющих друг друга, создается неповторимый облик эпохи.
Долгое время, в соответствии с требования диалектики, в нашей литературе ставился вопрос о развитии искусства. Есть оно или нет. Многие известные деятели культуры, например писатель Илья Эренбург, категорически это отрицали и не без оснований.
Однако примеры подобного рода могут быть неучтивыми — обойдемся без них. По-видимому, в отношении искусства вместо термина «развитие» правильнее было бы употреблять «изменение». Изменения подобного рода происходят в связи с процессами в научной и технической мысли, представляющие искусству новые выразительные и технические средства, увеличивающие силу его воздействия, расширяющие это воздействие (телевидение, кино). Кроме того, расширяется взаимная связь между видами искусства.