Популярная музыка в культуре современной молодежи
Тема музыкальных субкультур является весьма актуальной в исследованиях жизненного мира современной молодежи, в особенности подростков (тинейджеров), так как музыка является не только развлечением или видом эстетической деятельности, но и социальным фактором, играющим очень важную роль в формировании молодежных субкультур.
«Субкультурное использование музыки, возможно, является наиболее активной формой потребления музыки. Это один из способов, при помощи которых субкультура создает свою идентичность и воспроизводит себя культурно, отмечая свое отличие от других членов общества»'. Несмотря на то, что популярная музыка является неотъемлемой частью культурной индустрии, она в то же время составляет и пространство сопротивления, будучи, таким образом, весьма сложным и противоречивым явлением.
Впервые обратил внимание на субкультурное использование музыки американский социолог Д. Рисмен. Еще в 50-х годах прошлого века он отметил, что слушателей популярной музыки можно разделить на две группы: «группу большинства», которая воспринимает взрослый взгляд на молодежную музыку как нечто само собой разумеющееся, и «группу меньшинства», которая склонна к некоторым про-тестным мотивам. Как он отмечает, вторая группа всегда меньше в количественном отношении, а ее протест принимает символические формы. «...Настойчивость на жестких стандартах суждения и вкуса... предпочтение некоммер-циализированных, не разрекламированных маленьких групп перед группами с громким именем, развитие специфического языка и отход от него, когда этот специфический, частный язык перенимается группой большинства (то же самое относится к другим аспектам частного стиля)»1.
Потребление определенного рода музыки становится (в особенности для молодежи) способом бытия в мире. Оно становится знаком, при помощи которых молодые судят других и сами получают оценку. Быть частью молодежной субкультуры — значит выражать свой музыкальный вкус и утверждать, что он является проявлением духа сообщества. Согласно Рисмену, является ли сообщество реальным или воображаемым, не имеет значения. Важно то, что музыка создает ощущение сообщества. Даже когда подросток слушает музыку в одиночестве, это происходит в контексте воображаемых «других».
Существует взгляд, что субкультурные группировки являются предметом манипуляции со стороны культурной индустрии. С этим спорит П. Уиллис, автор известной работы «Профанная культура». Он утверждает, что группы меньшинства «могут играть роль в создании своих собственных живых культур... и вовсе не являются объектами навязывания культуры социальной системой и доминации капиталистических медиа»2. Молодежь создает культуру путем трансформации текстов и практик культурной индустрии.
Часто популярную музыку (мы имеем в виду песни) упрекают в бессмысленных или безграмотных текстах. Но значение популярной песни не может быть сведено к словам, написанным на странице. Слова в данном случае скорее ощущаются, чем понимаются. Поэтому когда русскоязычные подростки, не слишком хорошо знающие английский (тем более в его жаргонном использовании), слушают англоязычную музыку, непонимание денотативного значения слов не уменьшает их удовольствия от песни. Слова пишутся для того, чтобы их исполняли, и именно в процессе исполнения они обретают жизнь. «В песнях слова являются знаками голоса. Песня — это всегда исполнение, и слова песни всегда высказываются — это проводники голоса...